Часом
думаю: якби в нашій країні релігія переслідувалася, можливо, що я,
вихований з раннього дитинства в релігійному дусі, ніколи не став би
атеїстом. Саме свобода віросповідання, свобода відправ релігійного
культу дозволила мені не тільки опанувати весь комплекс богословського
вчення, а й критично його осмислити, дійти висновку, що християнство, як
і будь-яка інша релігія, з усіма його атрибутами – суто земного
походження. Переконавшись у цьому, я втратив віру в бога, інші
надприродні сили і вже не міг далі залишатися священнослужителем –
порвав з релігією, з церквою.
В последние годы в России и в других постсоветских республиках, включая Беларусь и Украину, отмечается резкий рост религиозного сознания граждан, сопровождающийся экспансией православной и других церквей в гражданское общество, укреплением их влияния не только на сознание отдельных людей, но и на различные стороны деятельности государства и его структур: президента, парламента и правительства, армии и полиции, прокуратуры и суда, учреждений культуры, образования и науки. Что лежит в основе этого процесса, к чему он может привести общество и как отразится на жизни каждого конкретного человека? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить уроки прошлого.
Авторы этой книги – ученые СССР, представляющие различные отрасли научных знаний: астрофизику, космологию, химию и др. Они рассказывают о новейших достижениях в естествознании, показывают, как научный поиск наносит удар за ударом по религиозной картине мира, не оставляя места для веры в бога – «творца и управителя Вселенной». Книга рассчитана на самые широкие круги читателей.
«Книга юного
атеиста» – это хрестоматия-календарь, рассчитанный в основном на
учащихся среднего школьного возраста и призванный дать им материал для
чтения и организации внеклассной атеистической работы. Книга изложена
простым и доступным языком. Год: 1970. Авторы: составитель К. Беляев, общая редакция В. Мезенцева. Издательство: Просвещение. Количество страниц: 426.
Предлагаем вашему вниманию одну из первых книг доктора философских наук, профессора, в прошлом кандидата богословия Евграфа Каленьевича Дулумана. Автор рассказывает почему он, будучи успешным молодым священником, решает круто изменить свою жизнь в вопросе мировоззрения, становится убеждённым атеистом, а в будущем и известным философом. Как известно, Евграф Каленьевич до последней минуты своей жизниоставался на позициях атеизма и боролся с религиозным дурманом. Труды Е. К. Дулумана и сегодня являются для его последователей ориентирами и учебными пособиями по научному атеизму.
Сожжение на кострах,
каторжные работы, лишение гражданских прав, ссылка и преследования –
вот средства защиты православной веры. Под видом сохранения ее «чистоты»
насаждалась религиозная нетерпимость. Переход из православия в другие
религии жестоко карался. В царском законодательстве существовала целая
система наказаний для борьбы со свободой совести. Инициатором ее
выступало духовное ведомство. Вероотступников и ослушников «воспитывали»
в монастырских тюрьмах в тяжелейших условиях в течение многих лет.
Сомневающихся в вере и критикующих религию отлучали от церкви и
предавали анафеме.
Одной из форм борьбы с всеобщей клерикализацией, которая угрожающе наступает на наше общество, является слово. Хорошо, когда слово научное и правдивое. Но еще лучше, когда слово поэтическое. Представляем вашему вниманию рубайят - серию коротких четверостиший, украинского поэта, журналиста и атеиста Владимира Кириленка.
Украинский атеистический сайт продолжает знакомить своих читателей с работами кандидата технических наук (ВАК СССР), старшего научного сотрудника (ВАК СССР), лауреата Первой Премии Президиума АН Латвии белорусского атеиста Гуртовцева Аркадия Лазаревича. Предлагаем вашему вниманию работу под названием «Разум против религии».
Украинский атеистический сайт продолжает знакомить своих читателей с работами кандидата технических наук (ВАК СССР), старшего научного сотрудника (ВАК СССР), лауреата Первой Премии Президиума АН Латвии белорусского атеиста Гуртовцева Аркадия Лазаревича. Предлагаем вашему вниманию работу под названием «Мифология и религия».
Христианская пасха, как переезжая сваха, кочует по календарю, ежегодно меняя даты своего празднования. Христианская
церковь празднует пасху в промежутке между 22 марта и 25 апреля по ст.
ст. (4 апреля и 8 мая – по-новому). Пасха – это основной христианский
праздник, установленный якобы самим богом в честь страданий смерти и
воскресения мифического божьего сына и спасителя человечества Иисуса
Христа. «Пасхальный праздник является торжеством из торжеств, он залог
новой вечной жизни для всякого истинно верующего», – провозглашают
православные, католические и иные христианские священнослужители.
Вот уже тридцать лет человек исследует
космос, использует его для своих нужд. Хотя за всю историю человечества
картина внеземной природы изменилась мало – сегодня мы наблюдаем то же
небо, что и сотни тысяч лет назад, – отношение человека к космосу, его
восприятие мироздания резко менялось. Для человека античных времен космос как таковой не существовал вообще, он был как бы частью земного мира.
Вопрос о религии, ее роли в становлении
человечества и о том, какую она играет роль в современном обществе,
очень важен и интересен. Коммунистическими, левыми и атеистическими
изданиями он, в основном, затрагивается очень поверхностно. Так,
например, часто комментируются очередные попытки насильственной
клерикализации общества, пропаганды религии в школах и т.д. Да, подобные
факты одинаково возмущают и раздражают всех, кто считает себя атеистом,
коммунистом и просто сторонником научного мировоззрения.
Марксистский атеизм не только отвергает религию, показывая несостоятельность ее мифов и догматов, но и дает ей научное объяснение. В этом проявляется одно из важнейших его отличий от домарксистских атеистических концепций. Домарксовские материалисты выступали с критикой религиозных мифов и догматов с позиций человеческого разума, показывали их вред для отдельного человека и общества в целом. Однако они не смогли научно объяснить причины возникновения религии и ее существования в обществе и в силу этого не сумели наметить правильные пути ее преодоления.
В 1762 г. иезуиты были изгнаны из Франции,
а в 1768 г. Вольтер написал памфлет «Изгнание иезуитов из Китая», не
только поясняющий, чем вызван столь невежливый поступок французского
короля, но и намекающий на то, что было бы неплохо заодно с иезуитами
изгнать из страны всех попов я монахов. В памфлете был такой эпизод. Иезуитский
миссионер – брат Риголе – пытается объяснить китайскому императору сущность
одной христианской догмы.
Почти всю свою жизнь
автор этой книги, В. А. Мезенцев посвятил популяризации научных знаний и
утверждению диалектико-материалистического миропонимания, написал свыше
50 книг. Работал главным редактором журналов «Знание –
сила», «Наука и религия», «РТ-программы». За 35 лет литературной
деятельности по пропаганде естественнонаучных знаний среди самых широких
масс написал более 40 книг, в том числе такие, как «Можно ли предвидеть
будущее?», «Загадки неба и земли», «В лабиринтах живой природы», «Когда
появляются призраки» и др.
В цій книзі на великому
історичному та науково-природничому матеріалі автор показує, що Біблія –
творіння людських рук і людської думки, переконливо доводить, що
біблійні міфи й оповіді є не що інше, як відображення примітивних
уявлень стародавніх народів Сходу про навколишній світ, пристосованих
пізніше церквою в інтересах експлуататорських класів. У популярній формі
О. Ярославський піддає критиці легенди Біблії, викриває
експлуататорську суть релігійної ідеології, що освячує соціальне й
національне гноблення, приватну власність, зневажливе ставлення до жінки
тощо.
В киевском издательстве «Феникс» в марте 2012 года тиражом в 300 экземпляров вышла книгаЕвграфа Дулумана«Бог. Религия. Священники. Верующие и Атеисты». В книге освещены
темы религиоведческих, атеистических, философских знаний, в том числе
переписка с верующими и неверующими, публичное обращение к патриарху
Кириллу (Гундяеву), афоризмы и фразы из мыслей великих известных людей и
другое. В этой книге собраны наиболее актуальные, интересные материалы и читабельные разделы с сайта Сотрефком - http://sotref.com. Все материалы вновь отредактированы и обновлены.
Книга прогрессивного американского философа и общественного деятеля К. Ламонта посвящена развенчанию древнейшей иллюзии о бессмертии души человека, на которой основаны многие религии мира. Строго аргументировано, опираясь на научные факты, автор показывает полную несостоятельность иллюзии бессмертия, которую отстаивают защитники религии. Год: 1984 Издательство: Политиздат Серия: Библиотека атеистической литературы Количество страниц: 293
«При всём уважении к чувствам верующих, идею о том, что человек
создан по образу божию, можно уверенно отбросить» — с этой решительной
фразы начинается редакционная статья, открывающая последний номер
журнала Nature (октябрь 2008 года – прим. ред.). Поводом для столь
серьезного заявления стали, с одной стороны, антиэволюционные
высказывания американских политиков, с другой — новейшие достижения
психологов и нейробиологов. Взаимоотношения науки и религии никогда не
были простыми.
В. И. Ленин, как известно, уделял большое
внимание религиозному вопросу и разработкой его внес выдающийся вклад в
теорию и практику марксистского атеизма. Раскрытие сущности религии,
ее корней и социальной роли, определение буржуазного и пролетарского
понимания свободы совести, разоблачение современного фидеизма и
богостроительства, разработка программных положений
деятельности партии и политики Советского государства в отношении
религии и церкви, пути преодоления религии, методы борьбы с ней – таковы
основные проблемы, которыми занимался Владимир
Ильич. Их разработка имела и имеет неоценимое значение в борьбе
пролетарского атеизма с религией.
Как возникла религия? Каким образом примитивные верования первобытных людей смогли вырасти в целые мировоззренческие системы? Книга «Люди, идолы и боги», раскрывающая с марксистских позиций основные этапы развития религиозных представлений и вероучений, отвечает на эти вопросы. Автор книги – член
ЦК Итальянской компартии, генеральный секретарь общества «Италия-СССР».
Крупный специалист в области истории религии, профессор А. Донини на основе
анализа богатого фактического материала убедительно показывает, что
христианство не исключительное, сверхъестественное явление, не
«божественное откровение», а, как и другие религиозные направления,
имеет земные корни и порождено определенной эпохой.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Кафедра истории и теории атеизма. Учебное пособие по курсу «История и теория атеизма», написанное в соответствии с учебной программой, разработанной кафедрой истории и теории атеизма МГУ. В учебнике имеются следующие разделы: Религия как общественное явление; Религия современности; Основные направления современной религиозной философии; Исторические формы атеизма; Мировоззренческое содержание атеизма; Атеизм и религия в социалистическом обществе.
Автор «Забавной Библии» Лео Таксиль (настоящее имя - Габриэль Антуан Пажес, 1854-1907) - французский писатель и журналист. Он одним из первых сорвал маску с католического невежества, фальши и суеверия. В насмешливом тоне Таксиль разъяснит читателям, «во что и почему не надо верить». Веселой шуткой и едкой насмешкой автор «Забавной Библии» заставляет читателя смеяться в тех местах, где он остроумно пародирует ветхозаветные мифы и сказки и метко издевается над ханжеством, аморализмом, лицемерием и святотатством.
Это справочное издание знакомит читателей с широким кругом вопросов, имеющих актуальное значение для теории и практики научного атеизма, с вероучением, культом и моральными принципами основных религиозных направлений, с особенностями современного богословия, а также с кратким очерком истории атеизма и т. п. Эта книга по праву считается одним из лучших изданий в области научного атеизма советского периода.
Атеизм (франц. atheisme, от греч. а — отрицательная частица и theos — бог; буквально — безбожие), отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия «А.» изменялось на протяжении истории и было тесно связано с характером религиозных учений, которые господствовали в различные эпохи. А. не следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религиозных догм, осуждение религиозной нетерпимости, критика церковных обрядов и т. и.), которые могут близко соприкасаться с А., а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию.
Автор: М. П. Новиков Это издание имеет четкий читателький адрес. Оно предназначено для пропагандистов, лекторов, беседчиков, организаторов атеистической работы. Словарь не претендует на то, чтобы дать объяснение буквально всех терминов и понятий, встречающихся в практике научного атеизма. Его задача более скромна - познакомить читателей с наиболее употребительными понятиями, с которыми пропагандистам приходится иметь дело в процессе атеистического воспитания. Стремлением создать малообъемный, карманного формата, удобный для пропагандистов словарь объясняется то, что в него не включены персоналии.