Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
Эксклюзив
[41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
|
Публицистика
[164]
Атеистическая публицистика
|
Законодательные акты
[4]
Законы, относящиеся к свободе совести
|
Великие люди - атеисты
[82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
|
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
В помощь атеисту |
Лекции Е. К. Дулумана
|
|
|
В категории материалов: 82 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Нежон Жак Андре (Naigeon,
1738-1810) – французский философ-материалист и атеист. Родился в Париже,
в семье ремесленника. Известен, прежде всего, как автор яркого
атеистического памфлета, вышедшего анонимно, «Воин-философ, или
Сомнения, в религии, изложенные преподобному о. Мальбраншу» (1768;
русский перевод, М., 1925). В этом произведении от имени военного, к
концу жизни усомнившегося в религии, Нежон подверг резкой критике и
осмеянию христианскую религию и католическую церковь. «Я нахожу эту
религию, – писал он, – нелепой и пагубной для людей, поощряющей грабежи,
обольщения, честолюбие, корысть своих служителей и разоблачение
семейных тайн; |
Летом
1665 года Лондон и окружающие его графства поразило тяжелое и
неожиданное бедствие: пришла чума. На улицах Лондона горели костры:
сжигали трупы умерших. Тысячи жителей столицы Англии и ее окрестностей
бежали в ужасе куда глаза глядят. Спасался бегством и бакалавр Кембриджского университета Исаак Ньютон, которому в то время было всего 22 года. Молодому
Ньютону прочили блестящее будущее. Это был человек, всецело преданный
науке, обладавший блестящими математическими способностями склонностью к
смелым теоретическим обобщениям. Его творческая деятельность только
начиналась. Учитель Ньютона Барроу, рано заметивший талант студента, еще
в 1664 году назвал его «мужем славным и выдающихся знаний». |
К полукрепостнической России на рубеже XIX
и XX вв. на каждом шагу своей революционной работы русские марксисты
сталкивались с реакционным влиянием религии и церкви на массы. И
Георгий Валентинович Плеханов – выдающийся русский марксист, один из
тех, кто первым поднял знамя марксизма в России и поставил перед собой
цель вооружить русских революционеров знанием законов общественного
развития в борьбе за освобождение трудящихся, видел, что религиозная
вера препятствует распространению марксистского мировоззрения.
|
Весь свой талант, силы, всю свою нелегкую
жизнь Николай Алексеевич Некрасов посвятил борьбе за обездоленный и
бесправный русский народ. Крестьянская
жизнь, полная лишений, горя и несбыточных надежд, нашла отражение во
многих стихотворениях и поэмах Некрасова: «В деревне», «Несжатая
полоса», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда»,
«Деревенские новости», «В полном разгаре страда деревенская», «Кумушки»,
«Калистрат», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос». |
«Личный враг бога» – так в шутку называли
друзья Поля Гольбаха (1723-1789), давая этим высокую оценку его
неутомимой деятельности, направленной против религии и «представителей
бога на земле» – духовенства. И это не случайно. Гольбах, пожалуй,
действительно более, чем кто-либо другой в его время, презирал и
ненавидел религию и ее служителей. Крупнейший
представитель французского материализма XVIII в. Поль-Анри-Дитрих
Гольбах по происхождению был немецким бароном. Родился он в городе
Гейдельсгейме, в Пфальце, однако воспитывался и жил в Париже. |
На долю Марка Твена выпала счастливая
литературная судьба. Еще при жизни к нему пришла широкая известность,
всемирная слава. Но путь к ним был труден и тернист. Марк
Твен родился 30 ноября 1835 г. в небольшой деревушке Флорида, в штате
Миссури, на западе США. Отец будущего писателя Джон Маршал Клеменс,
юрист по образованию, не добился удачи в жизни. Он умер в бедности,
оставив семью без всяких средств к существованию. В двенадцатилетнем
возрасте Сэмюэль Клеменс (настоящее имя Марка Твена) должен был идти «в
люди». Он начал свой трудовой путь учеником в маленькой провинциальной
типографии. |
Всякая религия является ни чем иным, как
фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые
господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором
земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого
отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей
эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и
пестрые олицетворения…
|
На первом году пребывания Спинозы в
Форбурге появилось его изложение картезианских принципов; это было
единственное сочинение, вышедшее при жизни философа под его именем, но
опубликованное не им самим. На первом году его пребывания в Гааге
появился «Богословско-политический трактат», единственное сочинение,
опубликованное им самим, но без имени и с указанием фиктивного места
печатания. Заглавие гласит:
«Богословско-политический трактат, содержащий ряд исследований, в
которых доказывается, что свобода мысли не только может быть дарована
без ущерба для благочестия и государственного спокойствия, но и не может
быть отнята без унижения того и другого». |
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19
ноября 1711 года в деревне Мишанинской, находившейся на одном из
островов в устье Северной Двины, в семье рыбака. Девятнадцатилетним
юношей он пешком прошел долгий путь до Москвы, чтобы посвятить себя
служению науке. Несокрушимая воля и трудолюбие позволили крестьянскому
юноше стать одним из виднейших представителей мировой науки.
Естествознание, искусство, философия, поэзия, геология – вот далеко не
полный перечень областей деятельности Ломоносова.
|
На
окраине Мичуринска, небольшого города на Тамбовщине, за тихой рекой
Лесной есть сад, сказочный сад, молва о котором разнеслась по свету. Это
сад Мичурина, великого садовника, подарившего людям ключ к
преобразованию зеленого мира нашей планеты. Иван
Владимирович Мичурин родился 15(27) октября 1855 г. в деревне Долгое,
Пронского уезда, Рязанской области. Окончив уездное училище, он поступил
в Рязанскую гимназию, которую ему так и не довелось окончить. Он был
исключен за «непочтительность к начальству». Так закончилось школьное
образование Мичурина. Его университетами стала сама жизнь. |
Вступив на путь революционера в 1892 г.,
Петр Ананьевич Красиков начинает руководить марксистскими кружками в
Петербурге и сразу же видит, какое реакционное влияние оказывает
религия на сознание рабочего класса. С тех пор для П. А. Красикова, как
и для многих других профессиональных революционеров-большевиков его
поколения, работа по антирелигиозному воспитанию рабочих стала
существенной, органической частью его партийно-политической
деятельности. В 1900-1903
гг. П. А. Красиков принимал активное участие в работе ленинской группы
искровцев и Организационного комитета по подготовке II съезда РСДРП. |
Мы
узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем
значении этого слова, – писал о Лермонтове В. Г. Белинский, – поэта, в
котором выразился исторический момент русского общества». 30-е
годы XIX века. Россией правит Николай I. Революционеры-декабристы в
далекой сибирской ссылке, многих из них уже нет в живых. Подозрительные
находятся под наблюдением полиции. Народ страдает в оковах
крепостничества. Всякое свободолюбивое выступление жестоко
преследуется. За одно смело сказанное слово грозит ссылка или тюрьма.
Но «деятельность, скрытая снаружи, – писал Александр Герцен, –
закипала, таясь внутри». |
Из
Дидро хотели сделать богослова, а он стал одним из самых замечательных
деятелей французского Просвещения, одним из наиболее последовательных
идеологов революционной буржуазии Франции XVIII в., смелым борцом с
религией и церковью. С
восьми лет Дидро воспитывался в иезуитском коллеже родного городка
Лангр. Через семь лет отец Дидро отправил сына в Париж в католический
коллеж Д’Аркур. Дидро окончил коллеж, однако, несмотря на настойчивые
требования отца, от духовной карьеры отказался. В 1732 г. в Парижском
университете он получил степень магистра искусств. |
Поэт
оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и
множество загадок, тайн. Его многогранная, глубокая личность еще долго
будет предметом многочисленных исследований. Журналиста
Геннадия Иванова заинтересовали мировоззрение, особенности и развитие
внутреннего мира поэта. Результаты исследования он изложил в книге
«Свободомыслие Сергея Есенина». Автор приводит достаточно убедительные,
по его мнению, факты свободомыслия в мировосприятии поэта.
|
Путешественник, исследователь, мыслитель, открыватель новых дорог – таким остался в памяти советских людей Отто Юльевич Шмидт. В
годы учебы в университете он проявил незаурядные способности как
математик-алгебраист, написав три научные работы, одна из которых была
удостоена золотой медали. Но он не стал кабинетным ученым. Его
неудержимо влекла к себе жизнь, новизна. Может
быть, поэтому-то, приехав в Петроград в июне 1917 г. делегатом
Всероссийского съезда по делам высшей школы, он остался в этом городе –
колыбели социалистической революции. С первых дней революции он
выполняет ответственные задания: работает в коллегиях Наркомпрода,
Наркомфина, Наркомпроса, руководит книгоиздательским делом… |
Старейшина физиологов мира. Этот
титул был присвоен в 1935 г. на XV Международном конгрессе физиологов
выдающемуся русскому ученому Ивану Петровичу Павлову. И не случайно:
свыше 60 лет он отдал изучению таких важнейших отделов животного
организма, как органы пищеварения и кровообращения, нервная система,
обогатив своими работами почти все области медицины и физиологии,
совершив подлинную революцию в изучении высшей нервной деятельности
животных и человека. И. П.
Павлов имел заслуженное право радоваться и гордиться тем, что вслед за
Сеченовым он с полком своих сотрудников благодаря разработке принципа
условных рефлексов приобрел «для могучей власти физиологического
исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм». |
Имя отца современной космонавтики
Константина Эдуардовича Циолковского по праву стоит в ряду имен
величайших гениев человечества. Большую
часть своей жизни К. Э. Циолковский провел в Калуге, где он работал
учителем физики и математики. Все свободное время он отдавал любимым
занятиям: строил модели цельнометаллических дирижаблей и приборы для
научных исследований, размышлял над проблемами физики, астрономии,
биологии, аэродинамики, философии, геологии, филологии, социологии.
Необычайно многообразны были интересы ученого, разветвленными путями
шло его научно-техническое творчество. |
29
августа 1632 г. в маленьком английском городке Рингтоне начался
жизненный путь выдающегося английского мыслителя Джона Локка. С именем
Локка связана одна из замечательных страниц в истории философской мысли.
Выступив как страстный борец против схоластики, он внес значительный
вклад в материалистическую философию. Высоко оценивая его роль в
развитии материалистических идей, Ф. Энгельс писал: «В области философии
Англия может назвать по крайней мере два крупных имени – Бэкона и
Локка». Главная заслуга
Локка заключалась в разработке сенсуалистической теории познания,
согласно которой все наше знание имеет в конечном итоге опытное
происхождение. Под опытом он понимал воздействие на человека реально
существующих предметов окружающего нас мира.
|
Еще
при жизни Л. Н. Толстого его художественные произведения приобрели
всемирную известность и всеобщее признание. В русском литературоведении
с 90-х годов прошлого века за Толстым прочно утвердилась репутация
беспримерно знаменитого писателя; по подсчетам литературного критика С.
Венгерова, отдельные произведения Толстого («Кавказский пленник»,
«Хозяин и работник», «Власть тьмы», «Чем люди живы», «Воскресение», «Бог
правду видит, да не скоро скажет» и др.) к 1900 г. выдержали по
нескольку десятков изданий в России и были переизданы на всех языках
мира. |
Жизнь
и творчество Ивана Франко были до конца отданы своему народу. Выходец
из бедной крестьянской семьи, он сумел окончить гимназию и университет.
Франко жил и учился в Галиции – области, насильно отторгнутой от Украины
и присоединенной к Австро-Венгерской монархии. Украинец, сын бедняка,
Франко скоро понял, что уготовано таким, как он, в полном
несправедливости мире второй половины XIX в. Его
идейные и эстетические взгляды формировались в первую очередь под
влиянием книг Т. Шевченко и русских революционных писателей-демократов. |
18
августа 1770 г. приговорены к сожжению сочинения философа-материалиста
К. Гельвеция, выступившего против религиозных вымыслов о сотворении
мира, о существовании бессмертной души, врожденных религиозных чувств. В
августе 1758 г. во Франции вышла в свет книга, которая произвела
потрясающее впечатление на общественность того времени. За короткий
срок она выдержала во Франции и за рубежом около 50 изданий. Это был
невиданный успех. Книга называлась «Об уме» и была направлена против
феодально-религиозной идеологии и католической церкви. |
В рядах решительных борцов с религией
почетное место занимает великий немецкий философ-материалист Людвиг
Фейербах, который попытался раскрыть тайну религии, веры людей в
сверхъестественные силы. Его
внимание привлекло то обстоятельство, что в чертах сверхъестественного
мира, каким его рисует религия, много общего с земным, в чертах
сверхъестественных существ много человеческих. Почему так? – задумался
мыслитель. |
Писатель-коммунист. За этими словами стоит
жизнь, полная неутомимой борьбы против всего реакционного, отжившего.
Таким мы и знаем Ярослава Галана – борца против фашизма, против реакции,
против религиозного мракобесия. Ярослав
Александрович Галан родился в семье мелкого чиновника 27 июля 1902 г. в
местечке Дынов, вблизи Перемышля (Галиция). С юношеских лет он
сближается с революционным рабочим движением, а в 1924 г. вступает в
ряды подпольной Коммунистической партии Западной Украины.
|
Великий русский революционер-демократ,
идейный вождь крестьянской революции, предшественник русской
социал-демократии – Н. Г. Чернышевский был воинствующим материалистом,
беспощадным борцом с идеализмом и поповщиной. Николай
Гаврилович Чернышевский родился в Саратове 24 июля 1828 г. Будучи
сыном видного среди губернского духовенства священника, он 16-ти лет
начинает обучаться в духовной семинарии, но через два года оставляет ее
и поступает в Петербургский университет. |
Наиболее значительными в творчестве
Маяковского стали 20-е годы. Он мог теперь с полным правом сказать о
себе: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат…» В это время были написаны
наиболее зрелые поэмы – «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!», пьесы «Клоп»
и «Баня», вступление к поэме «Во весь голос». В
учащенном пульсе великой страны, строившей новый мир, ясно слышалось
биение сердца ее поэта. Он знал, что «все совдепы не сдвинут армий, если
марш не дадут музыканты», и всегда был с теми, «кто вышел строить и
месть». |
С детских лет Мирзу Фатали Ахундова
готовили к духовной карьере. В медресе (мусульманском духовном училище)
он изучал не только арабский, персидский и турецкий языки, но и
богословие. Он получил звание муллы, но не стал мусульманским
проповедником. В Гяндже (ныне Кировабад), где Ахундов заканчивал
духовное образование, судьба свела его с поэтом-вольнодумцем Мирзой Шафи
Вазехом (1794-1852), который раскрыл своему ученику несостоятельность
религии, лицемерие и фальшь ее служителей. И это во многом определило
его дальнейший жизненный путь. |
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич – один из
ближайших соратников В. И. Ленина по созданию пролетарской партии
нового типа, видный деятель Коммунистической партии и Советского
государства. С начала формирования Советского правительства в октябре
1917 г. и до октября 1920 г. он был управляющим делами Совнаркома РСФСР,
во главе которого стоял В. И. Ленин. В
своей партийно-политической и литературной работе В. Д. Бонч-Бруевич
уделял большое внимание изучению религиозно-общественных движений в
России и делу атеистического просвещения трудящихся. |
В 1739 г. мужественные и честные люди
начали распространять во Франции рукописные списки «Завещания» Жана
Мелье. «Завещание» переписывалось, передавалось из рук в руки. Молва о
нем разносилась все шире и шире. Несколько лет спустя об этой книге
узнал весь мир. Она вошла в число лучших произведений атеистической
литературы, сыгравших большую роль в разоблачении религии. «Завещанием»
эта книга названа не случайно. Это предсмертное произведение
католического священника, в котором он подверг беспощадному
разоблачению религию, религиозную мораль, деяния служителей церкви. |
12 февраля 1912 г. профессор
Петербургского университета действительный член Российской академии наук
Андрей Андреевич Марков (1856-1922) обратился в святейший синод с
заявлением, в котором просил отлучить его от церкви. Это заявление
вызвало панику в правительственных и церковных кругах. Крупнейший
математик, специалист по теории чисел, теории вероятностей и
математическому анализу, ученый с мировым именем бросил открытый вызов
религии, церкви, а вместе с тем и общественному строю, который был
неразрывно связан с русским православием. |
Однажды на страстной неделе В. Г.
Белинский пришел обедать к знакомому литератору. На стол подали постные
блюда, Белинский спросил: – Неужели вы так богомольны? – Мы едим постное просто-напросто для людей, – услышал он в ответ. – Для людей? Для людей, – бледнея повторил Белинский и встал. –
Кто ваши люди? Я им скажу, что они обмануты. Всякий открытый и явный
порок лучше и человечнее этого лицемерия, поддерживающего невежество. Этот
эпизод, описанный А. И. Герценом в «Былом и думах», ярко раскрывает ту
страстность, с которой выступал против религии и церкви Виссарион
Григорьевич Белинский. |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
|