Украинский атеистический сайт Суббота, 30.11.2024, 06:49
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Художественные произведения [7]
Художественные произведения атеистического направления
Научные труды [49]
Атеистическая литература

Наш опрос
Нужна ли в Украине атеистическая организация?
Всего ответов: 1721

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Литература » Научные труды

Пасха
ПасхаХристианская пасха, как переезжая сваха, кочует по календарю, ежегод­но меняя даты своего празднования.

Христианская церковь празднует пасху в промежутке между 22 марта и 25 апреля по ст. ст. (4 апреля и 8 мая по-новому). Пасха это основной христианский праздник, установленный якобы самим бо­гом в честь страданий смерти и воскресения мифического божьего сына и спасителя человечества Иисуса Христа. «Пасхальный празд­ник является торжеством из тор­жеств, он залог новой вечной жиз­ни для всякого истинно верую­щего», провозглашают православ­ные, католические и иные христиан­ские священнослужители. У каждо­го здравомыслящего человека непре­менно возникает вопрос: почему праздник, посвященный важнейшему «событию» христианской церковной истории, не отмечается в тот самый день, когда оно произошло! И если для того, чтобы решить этот вопрос, вы заглянете в евангелия, то вместо разъяснения найдете там множество противоречий и несуразиц, которые, естественно, не могли бы иметь ме­сто при описании подлинных фактов. Наукой уже давно установлено, что не было и не могло быть ни мифиче­ского богочеловека и спасителя, ни чуда его воскресения.

Миф о страданиях и воскресении Христа заимствован христианами из более древних религий.

В основе представления о том, что божество, от которого зависит яко­бы человеческая жизнь и благополу­чие, умирает и воскресает, лежало непонимание человеком в глубокой древности причины и закономерно­сти смены времен года. Для древне­го человека весеннее обновление природы, когда на поверхности зем­ли появлялись салатные лепестки проросшего семени, было таинствен­но и полно глубокого значения. Он видел в этом проявление сверхъесте­ственной силы, заключающейся в зерне, и он поклонялся ей, старался как можно лучше ее задобрить.

Постепенно у земледельческих на­родов, живущих вокруг Средиземно­го моря, развился культ страдаю­щих, умирающих и воскресающих бо­гов. Ежегодно весной перед началом полевых работ стали оплакивать смерть бога и праздновать с обиль­ными жертвоприношениями его вос­кресение.

В Древнем Вавилоне распростра­нился культ умирающего и воскре­сающего бога Таммуза в Финикии стали почитать бога Адониса, к праз­днику которого специально выращи­вали свежую зелень (так называемые «садики Адониса»); в долине Нила ежегодно устраивались празднества в честь страданий, смерти и воскре­сения Озириса, чья плащаница сим­волизировала прорастающее зерно; древние греки праздновали воскре­сение бога Диониса.

В Римской империи, разноязыкой и многоликой, культы богов покорен­ных народов получили чрезвычайно широкое распространение. Ранние христиане не могли не обратить вни­мания на великолепие обрядов, со­провождающих весенние праздники воскресения богов. Отсюда и воз­никло стремление руководителей поднимающегося христианства вытес­нить другие религии, используя наи­более эффектные формы эмоцио­нального воздействия этих древних культов на верующих.

Культ страдающих, умирающих и воскресающих богов, символизирую­щий вечный круговорот жизни в при­роде и ведущий свое начало от ве­сенних праздников первобытных зем­ледельцев, первый источник хри­стианского праздника пасхи.

Вторым его источником является древнееврейская пасха.

За 3 тысячи лет до н. э. древнеев­рейские кочевые племена обитали на Аравийском полуострове и занима­лись скотоводством. Весной, когда на­чинался окот домашнего скота, овец и коз, по представлениям человека того времени, необходимо было при­носить жертву богам пустыни, окру­жавшим его, чтобы они сохранили приплод. Этот день жертвоприноше­ний назывался по-еврейски «пейсах», что значит «умилостивление».

Когда евреи переселились в район теперешней Палестины и стали по­степенно переходить к оседлому об­разу жизни, этот праздник слился с праздником опресноков, которым местные жители-земледельцы отме­чали начало жатвы. После того как с полей убирали первые снопы, на кам­нях растирали первые зерна нового урожая и пекли пресную лепешку- опреснок (мацу), которую преподно­сили богу земледелия. Считалось, что это обеспечит богатый урожай в будущем году. У местных жителей евреи научились не только обрабаты­вать землю, но и служить богам зем­леделия, от которых якобы зависели судьбы урожая.

В VII в. до н. э. древнееврейское жречество дало этим слившимся во­едино праздникам новое истолкова­ние: пасха стала рассматриваться как праздник, установленный богом Ях­ве. Первоначальный смысл праздника был давно забыт, с современной хо­зяйственной жизнью он уже не был связан. Поэтому жрецами была при­думана история об египетском плене евреев, об их «чудесном» бегстве от фараона и о том, что пасха установ­лена самим богом в честь этого зна­менательного события. Обо всем этом довольно подробно рассказывается в книге Ветхого завета Исход. Герой этой легенды бог Яхве, творящий чудеса, разящий тех, кто не признает его, и милующий покорных ему. Ев­рейская пасха это праздник по­корности богу.

Ранние христиане, вышедшие из секты древнееврейской религии, пер­воначально по традиции праздновали еврейскую пасху. Пытаясь в дальней­шем как можно больше обособить­ся от иудаизма, христиане передела­ли праздник «исхода» в пасху стра­даний. В знак траура по замученно­му Христу в течение нескольких дней совершались скорбные обряды, верующие оплакивали якобы погиб­шего на кресте спасителя. В празд­новании пасхи стала все более выпя­чиваться черта покорности богу. Са­мо название праздника стали выво­дить из греческого слова «пасхейн»- страдать.

В дальнейшем развитии христиан­ского вероучения миф о воскресении Христа превратился в краеугольный камень новой религии. «Если не вос­крес Христос суетна вся вера на­ша», повторяли на все лады хри­стианские богословы. Соответственно с этим христиане стали торжественно отмечать воскресение спасителя, со­провождая праздник все более ус­ложняющимися церемониями.

На заключительном этапе разви­тия христианской пасхи мы видим, наконец, объединение траура в знак смерти Иисуса Христа с ликованием в честь его воскресения в одном и том же празднике.

Этот процесс был закончен только в IV в. Чтобы избежать обвинения в заимствовании празднования пасхи у евреев, христианские церковники пе­ренесли свою пасху с 14-го числа лунного месяца нисана, когда пасху отмечали верующие иудеи, на первое воскресенье после весеннего равно­денствия и полнолуния. А так как лун­ный календарь не совпадает с солнеч­ным, которым пользовались христиа­не, то пасхальный праздник у христи­ан стал приходиться на разные даты. Чтобы определить на много лет впе­ред дату пасхи, необходимо произ­вести довольно сложные вычисления. Такие таблицы празднования пасхи называются пасхалиями. Верующие часто задают вопрос: в чем же вред пасхи?

А вред праздника пасхи заключает­ся главным образом в том, что во время торжественных пасхальных бо­гослужений человеку внушается мысль о его извечной греховности, о его рабском по отношению к богу положении. В предпасхальную суббо­ту, например, обязательно говорится: «Да молчит всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помыш­ляет».

Верующему особенно настойчиво внушается идея покорности богу и тому порядку вещей в природе и обществе, который якобы установ­лен им.

На пасху христианское духовенство всячески старается подчеркнуть, что человек на земле временное сущест­во и что цель его жизни вымали­вать себе право оказаться в числе праведников. Верующий обязан счи­тать себя на земле странником, кото­рый больше всего боится не добрать­ся своевременно до своей цели жизни вечной и поэтому не заботится о жизни земной, преходящей. В пас­хальный праздник проповедь вечного блаженства после смерти и тщеты и краткости жизни на земле именно так и преподносится верующим. Там, наверху, воздаяние за горе, кото­рое пришлось перенести, здесь несчастья, страдания, слезы, и с этим ничего не поделаешь, это от бога. Лишь молитва может облегчить поло­жение человека, вера в воскресение Христа. И конечно, спасение про­изойдет не на этом свете, а на том.

Во время пасхального торжества православное духовенство стремится наложить заплаты на дырявый каф­тан христианской морали, прячет ее лицемерную сущность, проповедует ее чистоту. На пасху христианская церковь провозглашает заботу о че­ловеке и о его нравственности. Но тут же она поучает верующего: толь­ко отдавая все силы и помыслы бо­гу, а не человеку, можно заработать себе ярлычок праведника и спасти свою душу. Но в том-то и дело, что отдать призрачному богу все силы и помыслы это значит перечеркнуть земную, радостную, творческую жизнь и активное участие в ее даль­нейшем улучшении. И взамен не по­лучить ничего. Ничего, кроме кривого зеркала религии.


Источник: http://atheism.su/pasxa/
Категория: Научные труды | Добавил: opium (26.04.2013)
Просмотров: 1730 | Теги: Бог, Великдень, Пасха, христианство, церковь, религия, атеизм | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2024