Христианская пасха, как переезжая сваха, кочует по календарю, ежегодно меняя даты своего празднования.
Христианская церковь празднует пасху в промежутке между 22 марта и 25 апреля по ст. ст. (4 апреля и 8 мая – по-новому). Пасха – это основной христианский праздник, установленный якобы самим богом в честь страданий смерти и воскресения мифического божьего сына и спасителя человечества Иисуса Христа. «Пасхальный праздник является торжеством из торжеств, он залог новой вечной жизни для всякого истинно верующего», – провозглашают православные, католические и иные христианские священнослужители. У каждого здравомыслящего человека непременно возникает вопрос: почему праздник, посвященный важнейшему «событию» христианской церковной истории, не отмечается в тот самый день, когда оно произошло! И если для того, чтобы решить этот вопрос, вы заглянете в евангелия, то вместо разъяснения найдете там множество противоречий и несуразиц, которые, естественно, не могли бы иметь место при описании подлинных фактов. Наукой уже давно установлено, что не было и не могло быть ни мифического богочеловека и спасителя, ни чуда его воскресения.
Миф о страданиях и воскресении Христа заимствован христианами из более древних религий.
В основе представления о том, что божество, от которого зависит якобы человеческая жизнь и благополучие, умирает и воскресает, лежало непонимание человеком в глубокой древности причины и закономерности смены времен года. Для древнего человека весеннее обновление природы, когда на поверхности земли появлялись салатные лепестки проросшего семени, было таинственно и полно глубокого значения. Он видел в этом проявление сверхъестественной силы, заключающейся в зерне, и он поклонялся ей, старался как можно лучше ее задобрить.
Постепенно у земледельческих народов, живущих вокруг Средиземного моря, развился культ страдающих, умирающих и воскресающих богов. Ежегодно весной перед началом полевых работ стали оплакивать смерть бога и праздновать с обильными жертвоприношениями его воскресение.
В Древнем Вавилоне распространился культ умирающего и воскресающего бога Таммуза в Финикии стали почитать бога Адониса, к празднику которого специально выращивали свежую зелень (так называемые «садики Адониса»); в долине Нила ежегодно устраивались празднества в честь страданий, смерти и воскресения Озириса, чья плащаница символизировала прорастающее зерно; древние греки праздновали воскресение бога Диониса.
В Римской империи, разноязыкой и многоликой, культы богов покоренных народов получили чрезвычайно широкое распространение. Ранние христиане не могли не обратить внимания на великолепие обрядов, сопровождающих весенние праздники воскресения богов. Отсюда и возникло стремление руководителей поднимающегося христианства вытеснить другие религии, используя наиболее эффектные формы эмоционального воздействия этих древних культов на верующих.
Культ страдающих, умирающих и воскресающих богов, символизирующий вечный круговорот жизни в природе и ведущий свое начало от весенних праздников первобытных земледельцев, – первый источник христианского праздника пасхи.
Вторым его источником является древнееврейская пасха.
За 3 тысячи лет до н. э. древнееврейские кочевые племена обитали на Аравийском полуострове и занимались скотоводством. Весной, когда начинался окот домашнего скота, овец и коз, по представлениям человека того времени, необходимо было приносить жертву богам пустыни, окружавшим его, чтобы они сохранили приплод. Этот день жертвоприношений назывался по-еврейски «пейсах», что значит «умилостивление».
Когда евреи переселились в район теперешней Палестины и стали постепенно переходить к оседлому образу жизни, этот праздник слился с праздником опресноков, которым местные жители-земледельцы отмечали начало жатвы. После того как с полей убирали первые снопы, на камнях растирали первые зерна нового урожая и пекли пресную лепешку- опреснок (мацу), которую преподносили богу земледелия. Считалось, что это обеспечит богатый урожай в будущем году. У местных жителей евреи научились не только обрабатывать землю, но и служить богам земледелия, от которых якобы зависели судьбы урожая.
В VII в. до н. э. древнееврейское жречество дало этим слившимся воедино праздникам новое истолкование: пасха стала рассматриваться как праздник, установленный богом Яхве. Первоначальный смысл праздника был давно забыт, с современной хозяйственной жизнью он уже не был связан. Поэтому жрецами была придумана история об египетском плене евреев, об их «чудесном» бегстве от фараона и о том, что пасха установлена самим богом в честь этого знаменательного события. Обо всем этом довольно подробно рассказывается в книге Ветхого завета Исход. Герой этой легенды – бог Яхве, творящий чудеса, разящий тех, кто не признает его, и милующий покорных ему. Еврейская пасха – это праздник покорности богу.
Ранние христиане, вышедшие из секты древнееврейской религии, первоначально по традиции праздновали еврейскую пасху. Пытаясь в дальнейшем как можно больше обособиться от иудаизма, христиане переделали праздник «исхода» в пасху страданий. В знак траура по замученному Христу в течение нескольких дней совершались скорбные обряды, верующие оплакивали якобы погибшего на кресте спасителя. В праздновании пасхи стала все более выпячиваться черта покорности богу. Само название праздника стали выводить из греческого слова «пасхейн»- страдать.
В дальнейшем развитии христианского вероучения миф о воскресении Христа превратился в краеугольный камень новой религии. «Если не воскрес Христос – суетна вся вера наша», – повторяли на все лады христианские богословы. Соответственно с этим христиане стали торжественно отмечать воскресение спасителя, сопровождая праздник все более усложняющимися церемониями.
На заключительном этапе развития христианской пасхи мы видим, наконец, объединение траура в знак смерти Иисуса Христа с ликованием в честь его воскресения в одном и том же празднике.
Этот процесс был закончен только в IV в. Чтобы избежать обвинения в заимствовании празднования пасхи у евреев, христианские церковники перенесли свою пасху с 14-го числа лунного месяца нисана, когда пасху отмечали верующие иудеи, на первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. А так как лунный календарь не совпадает с солнечным, которым пользовались христиане, то пасхальный праздник у христиан стал приходиться на разные даты. Чтобы определить на много лет вперед дату пасхи, необходимо произвести довольно сложные вычисления. Такие таблицы празднования пасхи называются пасхалиями. Верующие часто задают вопрос: в чем же вред пасхи?
А вред праздника пасхи заключается главным образом в том, что во время торжественных пасхальных богослужений человеку внушается мысль о его извечной греховности, о его рабском по отношению к богу положении. В предпасхальную субботу, например, обязательно говорится: «Да молчит всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет».
Верующему особенно настойчиво внушается идея покорности богу и тому порядку вещей в природе и обществе, который якобы установлен им.
На пасху христианское духовенство всячески старается подчеркнуть, что человек на земле временное существо и что цель его жизни – вымаливать себе право оказаться в числе праведников. Верующий обязан считать себя на земле странником, который больше всего боится не добраться своевременно до своей цели – жизни вечной и поэтому не заботится о жизни земной, преходящей. В пасхальный праздник проповедь вечного блаженства после смерти и тщеты и краткости жизни на земле именно так и преподносится верующим. Там, наверху, – воздаяние за горе, которое пришлось перенести, здесь – несчастья, страдания, слезы, и с этим ничего не поделаешь, это – от бога. Лишь молитва может облегчить положение человека, вера в воскресение Христа. И конечно, спасение произойдет не на этом свете, а на том.
Во время пасхального торжества православное духовенство стремится наложить заплаты на дырявый кафтан христианской морали, прячет ее лицемерную сущность, проповедует ее чистоту. На пасху христианская церковь провозглашает заботу о человеке и о его нравственности. Но тут же она поучает верующего: только отдавая все силы и помыслы богу, а не человеку, можно заработать себе ярлычок праведника и спасти свою душу. Но в том-то и дело, что отдать призрачному богу все силы и помыслы – это значит перечеркнуть земную, радостную, творческую жизнь и активное участие в ее дальнейшем улучшении. И взамен не получить ничего. Ничего, кроме кривого зеркала религии.