В 1762 г. иезуиты были изгнаны из Франции, а в 1768 г. Вольтер написал памфлет «Изгнание иезуитов из Китая», не только поясняющий, чем вызван столь невежливый поступок французского короля, но и намекающий на то, что было бы неплохо заодно с иезуитами изгнать из страны всех попов и монахов.
В памфлете был такой эпизод. Иезуитский миссионер – брат Риголе – пытается объяснить китайскому императору сущность одной христианской догмы.
«Риголе: – ... Бог превратился в голубя, чтобы оплодотворить деву – жену плотника, и зачатый ребенок был сам бог.
Император: – Но фактически получаются два бога: сын плотника и голубь.
Риголе: – Конечно, ваше величество. Но есть еще и третий бог, который является отцом двух других; мы всегда изображаем его с пышной бородой. Это тот бог, который приказал голубю оплодотворить жену плотника, и от нее родился бог-плотник. Но, в сущности, все три бога – это только один бог. Отец создал сына еще до того, как тот появился на свет, после этого сына создал голубь, а сам голубь произошел от отца и сына. Но вам должно быть совершенно ясно, что, голубь который произошел от отца и сына, плотник, который был рожден от голубя, и отец, который произвел сына с помощью голубя, – это все один и тот же бог и что человека, который не верит этой истории, следует сжечь на костре и обречь на вечный огонь в аду.
Император: – Это ясно, как день. Один бог, рожденный в хлеву между быком и ослом 1723 года назад; другой бог – в голубятне; третий бог, от которого произошли два другие, но который не старше их, несмотря на свою седую бороду; девственница-мать – нет ничего проще и понятнее».
Если бы насмешка могла действительно убивать, то Вольтер раз и навсегда покончил бы с религией. Он сделал бы это тем легче, что ни один религиозный догмат ни одной из религий мира не выдерживает логической проверки. Но все дело в том, что современник Вольтера, забытый английский поэт Драйден, дал ему исчерпывающий ответ:
«Бог так установил: чтоб верили тому, Что недоступно чувству и уму...»
Ясно, что в антирелигиозной пропаганде не следует отказываться от критики «священных» книг. Необходимо изучать и разъяснять истоки религиозных верований. Но столь же важно исследовать и политическую роль церкви. Тенденция здесь очевидна: роль церкви как общественного института, как мощной организации со своей структурой в человеческой истории глубоко реакционна.
В серии очерков прослеживается борьба науки и религии в период становления классической науки. Описаны процесс над Джордано Бруно, суд над матерью Кеплера. Анализируются взгляды Рулье. Излагается история перевода на русский язык книги А. Секки. Рассматривается книга Э. Геккеля «Мировые загадки». Использованы малоизвестные литературные источники и архивные документы. Предназначена для широкого круга читателей.
Файл в формате djvu | Размер: 5,21 Mb
Издательство: Москва. «Наука» Год: 1982 Страниц: 166, с илл.
Источник: http://sotref.com/knigi/1479-nauka-protiv-religioznyh-dogm.html |