Автор «Забавной Библии» Лео Таксиль (настоящее имя - Габриэль Антуан Пажес, 1854-1907) - французский писатель и журналист. Он одним из первых сорвал маску с католического невежества, фальши и суеверия. В насмешливом тоне Таксиль разъяснит читателям, «во что и почему не надо верить». Веселой шуткой и едкой насмешкой автор «Забавной Библии» заставляет читателя смеяться в тех местах, где он остроумно пародирует ветхозаветные мифы и сказки и метко издевается над ханжеством, аморализмом, лицемерием и святотатством.
В этой статье речь пойдет об одном из государственных символов нашей страны – Государственном гимне Российской Федерации, новый текст которого был принят в конце 2000 года. Как нередко бывает, появление нового текста было связано со стремлением пришедших к власти политических сил законодательно закрепить нужный им взгляд на государство и общество. В Государственной думе рассматривается сейчас внесенный мною более года назад законопроект об изменениях в тексте гимна. Предлагается в двенадцатой строке заменить одно слово с тем, чтобы последнее предложение второго куплета звучало так:
Иногда среди левых высказывают такую мысль, что виной всех трений между Советской властью и церковью является воинствующий атеизм большевиков, и что если бы они вели себя с попами подипломатичнее, не вели бы активной антирелигиозной пропаганды, то такой конфронтации удалось бы избежать. Конечно, исторические условия (Гражданская, в которой многие попы
активно поддерживали Белое Движение, а также оправдание церковниками
самодержавия) никак не способствовали миру между церковью и Советской властью.
Союз воинствующих безбожников, массовая добровольная организация трудящихся СССР, существовавшая в 1925-47. Образование
Союз воинствующих безбожников было проявлением антирелигиозного
движения, развернувшегося в стране после победы Октябрьской революции
1917 и в ходе социалистического строительства, под воздействием
идейно-воспитательной и культурно-просветительской работы
Коммунистической партии.
Это справочное издание знакомит читателей с широким кругом вопросов, имеющих актуальное значение для теории и практики научного атеизма, с вероучением, культом и моральными принципами основных религиозных направлений, с особенностями современного богословия, а также с кратким очерком истории атеизма и т. п. Эта книга по праву считается одним из лучших изданий в области научного атеизма советского периода.
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви— нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 23 января 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Устанавливал светский характер государственной власти, свободу совести и вероисповедания. Текст декрета: Источник: СУ РСФСР, 1918, № 18, ст. 263, «Газета Рабочего и Крестьянского Правительства», № 15, 23.01.1918, «Свод законов РСФСР», т. 1, с. 861, 1988 г.
В последнее время коммунистам настойчиво навязывается проблема отношения к религии вообще и к русскому православию в частности. Проблема является абсолютно надуманной, поскольку религия в жизни современных трудящихся занимает далеко не первое место, а подавляющему большинству рабочих до нее вообще дела нет. Культивируемые властью межконфессиональные распри относительно церковных помещений и имущества касаются исключительно духовенства и узкого круга церковного актива, среди которого трудящихся днем с огнем не сыщешь.
На сайте rksmb.ru я нашла статью Надежды Ракс «Я так считаю. Взгляд на религию и атеизм в современном мире».
Решила вступить в полемику, так как согласиться с автором нельзя. В
принципе. Автор пишет, что «современные коммунисты должны сохранять
верность традициям основателей научного коммунизма». Верно. Однако самой
Надежде Ракс, эту, действительно нужную сегодня, убежденность в
актуальных идеях научного атеизма сохранить не удалось. Постараюсь свой
нелицеприятный вывод аргументировать. Тем более это нужно сделать, так
как стыдливый материализм автора разделяет немало ученых
естествоиспытателей.
Конечно,
революция сыграла огромную роль в пробуждении свободной мысли в массах
грудящихся. А существует такой закон: революция воспитывает в психологии
людей (точнее, не столько воспитывает, сколько пробуждает) осознание
того, что они субъекты истории, что они творят историю. А раз это так,
если они понимают, что сами творят историю, а не бог ее творит, то их
психология меняется, а психология всегда оказывает влияние на идеологию и
на политику.
Думаю, что
сейчас мало кто имеет представление о том, как менялось мировоззрение
людей в результате Октябрьской революции, как на смену религиозным
взглядам у значительной части населения наблюдалось тяготение к атеизму.
Но почему нам сейчас важно знать хотя бы что-то об атеизме 20-х годов,
вроде бы сейчас возрождать знания о нем не актуально? Надо знать, почему
в одни времена сознанием масс овладевают одни настроения и идеи, а в
другие времена эти настроения и идеи ослабевают и даже начинают
заменяться противоположными.
Как я уже
указывал, действительная причина того, почему люди принимают религию, на
мой взгляд, не имеет ничего общего с доводами рассудка. Люди принимают
религию из эмоциональных побуждений. Часто нас уверяют, что нападать на
религию весьма пагубно, ибо религия делает людей добродетельными.
Уверяли в этом и меня; но я что-то не примечал, чтобы дело происходило
действительно так. Всем вам, несомненно, известно, как пародировал этот
аргумент Сэмюэл Батлер [6] в своей книге «Возвращение в Едгин». Вы
помните, что в «Едгине» изображен некий Хиггс, который попадает в
далекую страну, проводит здесь некоторое время, а потом бежит из этой
страны на воздушном шаре.
Тема
моей сегодняшней лекции вам уже известна из речи председателя - «Почему
я не христианин». Пожалуй, с самого начала было бы хорошо сделать
попытку разобраться в значении слова «христианин». Дело в том, что в
наши дни великое множество людей пользуется этим словом в весьма
неопределенном смысле.Некоторые
люди имеют в виду под христианином всего лишь человека, старающегося
вести добропорядочный образ жизни. В таком смысле, на мой взгляд,
христиане нашлись бы во всех сектах и религиях; но мне кажется, что это
неправильный смысл слова, хотя бы потому, что из него вытекает, будто
люди, которые не являются христианами - все буддисты, конфуцианцы,
мусульмане и так далее, - не стараются вести добропорядочный образ
жизни.
Атеизм (франц. atheisme, от греч. а — отрицательная частица и theos — бог; буквально — безбожие), отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия «А.» изменялось на протяжении истории и было тесно связано с характером религиозных учений, которые господствовали в различные эпохи. А. не следует отождествлять с деизмом, пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религиозных догм, осуждение религиозной нетерпимости, критика церковных обрядов и т. и.), которые могут близко соприкасаться с А., а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию.
Религиозная картина мира содержит
представление о сверхъестественном,
веру в реальность сверхъестественного. Этот признак дает возможность
отличить религиозную картину мира от нерелигиозной, пусть даже последняя
в каком-нибудь конкретном случае будет не менее ошибочной, чем первая.
Вера в сверхъестественное означает, что наряду с обычным, естественным
миром, с которым человек сталкивается в своей повседневной практике и к
познанию которого приложимы законы логического мышления, признается и
иной мир, коренным образом отличающийся от первого, существующего на
совершенно иных основаниях, повинующийся совсем иным началам, чем те
закономерности, которые господствуют в реальном мире.
Уважаемый читатель, Вашему вниманию предлагается краткий экскурс в историю атеизма и свободомыслия. Для тех же, кто захочет получить больше информации по этой теме, мы хотим порекомендовать книги: В. В. Кудрявцев «Лекции по религии и свободомыслию» 2. Константинова В.Н. «История свободомыслия» Владимир 1993г. «Религия в истории и культуре» под редакцией И. Г. Писмажка. Москва 1998 г. Тажуризина З. А. «Идеи свободомыслия в истории культуры» М. 1987 г.
Автор: М. П. Новиков Это издание имеет четкий читателький адрес. Оно предназначено для пропагандистов, лекторов, беседчиков, организаторов атеистической работы. Словарь не претендует на то, чтобы дать объяснение буквально всех терминов и понятий, встречающихся в практике научного атеизма. Его задача более скромна - познакомить читателей с наиболее употребительными понятиями, с которыми пропагандистам приходится иметь дело в процессе атеистического воспитания. Стремлением создать малообъемный, карманного формата, удобный для пропагандистов словарь объясняется то, что в него не включены персоналии.