Украинский атеистический сайт Понедельник, 23.10.2017, 00:55
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Эксклюзив [41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
Публицистика [164]
Атеистическая публицистика
Законодательные акты [4]
Законы, относящиеся к свободе совести
Великие люди - атеисты [82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.

Наш опрос
Назовите главную задачу всех религий:
Всего ответов: 1889

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Статьи » Великие люди - атеисты

Джон Локк
29 августа 1632 года - родился английский философ-просветитель и политический мыслитель Джон Локк.



Джон Локк29 августа 1632 г. в маленьком английском городке Рингтоне начался жизненный путь выдающегося английского мыслителя Джо­на Локка. С именем Локка связана одна из замечательных страниц в истории философской мысли. Выступив как страстный борец против схоластики, он внес значительный вклад в материалистическую фило­софию. Высоко оценивая его роль в развитии материалистических идей, Ф. Энгельс писал: «В области философии Англия может назвать по крайней мере два крупных имени – Бэкона и Локка».


Главная заслуга Локка заключалась в разработке сенсуалистической теории познания, согласно которой все наше знание имеет в конечном итоге опытное происхождение. Под опытом он понимал воздействие на человека реально существующих предметов окружающего нас мира. Это учение было важным вкладом в борьбу передовой научной мысли про­тив религиозного мировоззрения. А ведь Локк вовсе не считал себя ате­истом. Выступая как выразитель классовых интересов буржуазии, он был ярым противником атеизма, вольнодумства и даже требовал ли­шать избирательных прав тех, кто не разделяет веры в бога. Это сказа­лось и на его философии, порой непоследовательной, двойственной, ищу­щей временами компромисса с теологическим учением. Но тем более убедительны материалистические взгляды Локка, направленные про­тив схоластики, богословия, ибо вряд ли кто-либо мог упрекнуть его в предвзятости суждений.

Честность и объективность исследователя заставили его восстать против суеверий, поддерживаемых религией, против веры в чудеса, на которых основывается всякое религиозное учение. Но наибольший вклад в борьбу против религиозного мировоззрения внесла критика Локком учения о врожденных идеях, которое являлось одной из основ средне­вековой схоластики.

Вопросы о происхождении человеческого знания, о познавательных способностях человека вызывали интерес людей еще в глубокой древ­ности. Многие выдающиеся мыслители прошлого пытались дать ответ на эти вопросы, но, естественно, в силу слабости научного знания они не могли разработать подлинно научную теорию познания. Это явилось причиной неверного, искаженного понимания большинством философов процесса познания окружающего нас мира. Так, еще в Древней Греции крупный философ-идеалист Платон впервые выступил с учением о врож­денных идеях.

Согласно Платону, окружающая нас природа является отражением особого мира идей. Душа каждого человека когда-то жила в сверх­чувственном мире идей, там она получила необходимые знания. Если же в нашем, земном мире человеку приходится познавать, изучать тот или иной предмет, какое-либо явление, то этот процесс представляет собой просто воспоминание прошлого, того, что душа приобрела рань­ше. Иначе говоря, все идеи душа черпает от самой себя. Человек, ут­верждал Платон, рождается уже с готовыми идеями, с готовыми пред­ставлениями о вещах и явлениях окружающего нас мира.

Учение о врожденных идеях нашло немало приверженцев среди философов-идеалистов, а также среди богословов. На нем обосновывал свои утверждения о врожденности человеку понятия бога один из пер­вых христианских теологов – блаженный Августин. Это учение полу­чило развитие в философии виднейшего французского мыслителя XVII столетия Рене Декарта, который считал, что чувства дают знание слу­чайного, единичного. Следовательно, они могут вводить разум в заблуж­дение, а потому следует признать, что только душа может быть источ­ником основополагающих принципов науки.

Выступая против схоластики, Джон Локк подверг уничтожающей критике теорию врожденных идей. Приводя фактический материал, при­зывая на помощь историю, этнографию, он доказывал, что нет общих принципов, которые бы признавались одновременно всеми народами. А ведь если бы действительно существовали врожденные идеи, то они должны бы быть присущи всему человечеству.

Локк решительно отверг утверждение о том, что все люди от рож­дения имеют в готовом виде идею бога. Он справедливо отмечал, что «многие не имеют в своей душе четкого и ясного представления о бо­жестве», что «у разных народов идеи бога различны». Это, по его мне­нию, наиболее убедительное доказательство того, что у людей нет какого-то врожденного понятия о боге. Локк писал, что «богословы так и не добились того, чтобы заставить людей иметь одинаковые и верные идеи о нем. Сколько найдется, если осведомиться, даже среди нас, лю­дей, представляющих себе бога сидящим на небе, в образе человека, и имеющих много других нелепых и неуместных представлений о нем… Поговорите с сельским людом почти любого возраста и с юными людь­ми почти всякого общественного положения, и вы увидите, что хотя имя бога часто бывает у них на устах, но связанные с этим именем по­нятия так странны, плоски и жалки, что трудно представить себе, что они были сообщены разумным человеком, а еще труднее, чтобы это были черты, написанные пером самого бога».

Отметая утверждения средневековых схоластов о том, что человеку врождены какие-то идеи и, следовательно, люди могут познавать дейст­вительность, не обращаясь к опыту, Локк указывал, что ни один науч­ный принцип не может быть сформулирован до тех пор, пока человек не приобретет простые идеи из чувственного опыта. Всякое познание, по Локку, начинается с опыта. Чувственный опыт – источник всякого знания. «В опыте все наше знание, от него в конце концов оно проис­ходит», – писал он.

Человеческое познание, по учению Локка, начинается с того момента, когда мы сталкиваемся с предметами и явлениями объективной дей­ствительности. Мы ощущаем и воспринимаем различные вещи и в ре­зультате их воздействия на наши органы чувств образуем идеи о них, которые, с одной стороны, представляют собой чувственный образ, а с другой – логическое понятие. Такими простыми идеями, которые дает нам какое-либо одно чувство, являются идеи света и тьмы, тепла и хо­лода, жесткого и мягкого и т. п. В совокупности они и составляют че­ловеческий опыт. «Простые идеи, – указывал Локк, – не выдумки нашего воображения, но естественные и правильные продукты внешних вещей, реально действующих на нас». Одновременно он указывает, что человек получает простые идеи тогда, когда он получает первое ощуще­ние.

Таким образом, учение Локка прямо противоречило тому, что про­поведовали богословы.

Он доказывал, что не существует также врожденных принципов нравственного поведения, как об этом твердили схоласты. Он писал: «Где же эти врожденные принципы справедливости, благочестия, благо­дарности, правды, целомудрия? Где то всеобщее признание, которое уверяет нас в существовании таких врожденных правил? …Если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни чувствуют угрызения совести из-за того, в чем другие в другом месте поставляют в свою заслугу».

Утверждения о врожденных идеях, по мнению Локка, всегда служи­ли тем, кто пытался в своих корыстных интересах подчинить себе дру­гих. «При такой слепой доверчивости, – указывал он, – легче было ими управлять и сделать их полезными… Обладать авторитетом дикта­тора принципов и наставника неоспоримых истин и заставлять других на веру принимать за врожденный принцип все, что может служить це­лям учителя, – это немалая власть человека над человеком». Нетрудно видеть, что эти слова имеют прямое отношение к служителям религии, которые, внушая верующим представление о врожденных идеях, пре­следовали прежде всего цель подчинения мышления людей своей власти.

Философия Локка была во многом непоследовательной. В ней можно найти немало слабых мест, уступок теологии, которые были впоследст­вии использованы философами-идеалистами. Но это не может умалить его роли в разоблачении идеалистических и религиозных взглядов, и прежде всего представления о врожденных идеях.


Источник: http://atheism.su/dzhon-lokk/
Категория: Великие люди - атеисты | Добавил: opium (29.08.2015)
Просмотров: 743 | Теги: Локк, схоластика, Маркс, идеализм, материализм, религия, богословие, философия, Англия, мыслитель | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Денница - атеистическое справочное издание

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2017