В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
11 июня 1811 года– родился русский литературный критик, публицист и атеист Виссарион Григорьевич Белинский.
Однажды на страстной неделе В. Г. Белинский пришел обедать к знакомому литератору. На стол подали постные блюда, Белинский спросил:
– Неужели вы так богомольны?
– Мы едим постное просто-напросто для людей, – услышал он в ответ.
– Для людей? Для людей, – бледнея повторил Белинский и встал. – Кто ваши люди? Я им скажу, что они обмануты. Всякий открытый и явный порок лучше и человечнее этого лицемерия, поддерживающего невежество.
Этот эпизод, описанный А. И. Герценом в «Былом и думах», ярко раскрывает ту страстность, с которой выступал против религии и церкви Виссарион Григорьевич Белинский. Всю свою жизнь «неистовый Виссарион» посвятил служению народу. Он мечтал о том времени, когда русский народ сбросит оковы рабства, будет освобожден от крепостной зависимости. Не случайно В. И. Ленин назвал Белинского одним из предшественников русской социал-демократии.
В мертвой тишине николаевской России мощный голос великого критика звучал смело и резко. Без колебаний и страха он выступал против основ крепостнического строя. Союзницей и помощницей царизма в деле угнетения народов России была церковь; крест служил дополнением кнута, религиозная паутина – дополнением цепей. И поэтому один из главных ударов Белинского был направлен против религиозных предрассудков и суеверий, против церкви, насаждавшей невежество и мракобесие. «…В словах бог и религия, – писал Белинский, – вижу тьму, мрак, цепи и кнут и люблю теперь эти два слова, как следующие за ними четыре». Впервые антирелигиозная тема намечается в раннем произведении Белинского «Дмитрий Калинин». Герой драмы клеймит бога как «тирана, который утешается воплями своих жертв, который упивается их слезами». Болью, миллионов угнетенных, одурманенных религией звучат слова Дмитрия Калинина, обращенные к богу: «А ты, существо всевышнее, скажи мне: насытилось ли моими страданиями, натерпелось ли моими муками, навеселилось ли моими воплями, упилось ли моими кровавыми слезами?»
В процессе развития мировоззрения Белинского зреют и мужают его атеистические взгляды. Преодолев свои идеалистические воззрения, Белинский приходит к выводу, что религия не просто обман доверчивых людей, религия – духовное оружие угнетателей в борьбе с угнетенными. Она служит эксплуататорам, защищает и оправдывает несправедливый социальный строй. Белинский делает заключение, что «критика религиозного законодательства… есть в то же время и критика общественного устройства».
Атеистические воззрения выдающегося мыслителя основывались на прочном фундаменте. Они опирались на материалистическое понимание окружающего мира, к которому пришел Белинский. Он выступал против религии как убежденный материалист, противник идеалистического мировоззрения во всех его формах.
К середине прошлого столетия значительных успехов добились естественные науки, и религиозным идеологам становилось все труднее отстаивать многие свои догматы. Одним из опорных пунктов религии был догмат о божественном происхождении души, идеалистическое истолкование сущности человеческого сознания, отрыв сознания от материи. Белинский штурмует эту крепость религии и мистицизма, ссылаясь на достижения тогдашней физиологии, указывая путь к научному, материалистическому объяснению сознания. «Вы, конечно, очень уважаете в человеке ум? – пишет он в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года». – Прекрасно! Так останавливайтесь же в благоговейном изумлении и перед его массою мозга, где происходят все умственные отправления, откуда по всему организму распространяются через позвоночный хребет нити нервов, которые суть органы ощущений и чувств и которые исполнены каких-то до того тонких жидкостей, что они ускользают от материального, наблюдения и не даются умозрению. Иначе вы будете удивляться в человеке следствию мимо причины или-что еще хуже-сочините свои небывалые причины и удовлетворитесь ими». Белинский указывал, что «духовную жизнь человека не должно отделять от его физической природы, как что-то особенное и независимое от нее, но должно отличать от нее, как область анатомии отличают от области физиологии…»
Наиболее резко выразил Белинский свое отношение к религии и церкви в знаменитом «Письме к Гоголю» (1847 г.), которое В. И. Ленин назвал «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору». Белинский был возмущен книгой Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой тот под влиянием своих реакционно настроенных друзей пытался взять под защиту христианскую религию и русское православное духовенство. «…Нельзя молчать, – писал Белинский – когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность, как истину и добродетель». России, продолжает он, «нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (достаточно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства… права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью…»
В этом произведении Белинский выразил непреклонную веру в могучие силы русского народа, которому предсказывал великое будущее. Он верил, что народ сбросит с себя ярмо гнета, физического и духовного (в том числе и религиозного), и сможет полностью проявить заложенные в нем силы, способности, талант.
Истинный патриот, Виссарион Белинский видел, что религия чужда всей жизни русского общества. Он развенчал миф о религиозности русского народа, который распространяла православная церковь. Белинский показал, что русский народ «по натуре глубоко атеистический народ», что «мистическая экзальтация не в его натуре» и что в этом «огромность исторических судеб его в будущем».