В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
28 июня 1873 года– родился революционер, большевик, советский партийный и государственный деятель, доктор исторических наук, этнограф, писатель Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич.
Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич – один из ближайших соратников В. И. Ленина по созданию пролетарской партии нового типа, видный деятель Коммунистической партии и Советского государства. С начала формирования Советского правительства в октябре 1917 г. и до октября 1920 г. он был управляющим делами Совнаркома РСФСР, во главе которого стоял В. И. Ленин.
В своей партийно-политической и литературной работе В. Д. Бонч-Бруевич уделял большое внимание изучению религиозно-общественных движений в России и делу атеистического просвещения трудящихся.
Его интерес к религиозно-общественным движениям в среде русского крестьянства не случаен. Дело в том, что одним из основных стратегических вопросов подготовки и проведения пролетарской социалистической революции в России был вопрос о крестьянстве как союзнике рабочего класса. Стихийная борьба русского крестьянства против самодержавия и господства, помещиков и буржуазии нередко приобретала религиозно-сектантскую форму, которая служила своеобразной оболочкой политического протеста. На И съезде РСДРП в 1903 г. специально был рассмотрен вопрос о политике партии по отношению к религиозному сектантству с докладом выступил В. Д. Бонч-Бруевич. В проекте резолюции 11 съезда РСДРП об издании социал-демократического журнала для сектантов В. И. Ленин писал: «Принимая во внимание, что сектантское движение в России является во многих его проявлениях одним из демократических течений в России, II съезд обращает внимание всех членов партии на работу среди сектантства, в целях привлечения их к социал-демократии». Таким образом, изучение идеологии и организации сектантских движений в России, чему посвятил свои занятия В. Д. Бонч-Бруевич с первых шагов научной деятельности (его исследовательские и публицистические произведения о русском религиозном сектантстве: шеститомный труд «Материалы по истории религиозно-общественных движений в России», изданный в 1903-1917 гг. доклад на II съезде РСДРП «Раскол и сектантство в России»; статьи «Старообрядчество и самодержавие», «Среди сектантов», «К сектантам» и др.) имело немаловажное значение в работе партии.
В оценке русского дореволюционного сектантства Бонч-Бруевич иногда преувеличивал «христианско-социалистические» и «общинные начала» в сектантском движении, называл сектантов «самыми просвещенными элементами» деревни. Но в целом он проводил правильную, марксистскую линию. «Современный научный социализм как учение, – писал он, – исключает прежде всего всякую религиозную основу».
Высокую ценность представляют также научные и публицистические труды В. Д. Бонч-Бруевича о деятельности православной церкви на службе русского самодержавия, статьи «Силы русского клерикализма» и «Наша церковная политика».
Социал-демократическая фракция III Государственной думы в связи с прениями по смете синода в апреле 1909 г. поручила В. Д. Бонч-Бруевичу подготовить материалы для выступления рабочего депутата П. И. Суркова с думской трибуны. Политическая задача этого партийного выступления сводилась к тому, чтобы публично разоблачить реакционную антинародную роль церкви на службе самодержавия и буржуазно-помещичьей реакции.
Работа В. Д. Бонч-Бруевича по изучению истории религиозно-общественных движений в России получила высокую оценку советской научной общественности; в 1938 г. ему была присвоена ученая степень доктора исторических наук без защиты диссертации.
В 1946-1947 гг. В. Д. Бонч-Бруевич руководил Музеем истории религии АН СССР в Москве, в 1947-1955 гг. – Музеем истории религии и атеизма в Ленинграде и заведовал сектором истории религии и атеизма Института истории АН СССР.
Избранные атеистические произведения В. Д. Бонч-Бруевича изданы в 1959 г.