В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
24 июля 1828 года– родился русский революционер, мыслитель, писатель, ученый и философ Николай Чернышевский.
Великий русский революционер-демократ, идейный вождь крестьянской революции, предшественник русской социал-демократии – Н. Г. Чернышевский был воинствующим материалистом, беспощадным борцом с идеализмом и поповщиной.
Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове 24 июля 1828 г. Будучи сыном видного среди губернского духовенства священника, он 16-ти лет начинает обучаться в духовной семинарии, но через два года оставляет ее и поступает в Петербургский университет.
Он не ограничивается в своем образовании рамками избранной специальности – историка-филолога. Его глубоко интересуют общественно-политические и философские проблемы. Он изучает опыт русского и западноевропейского революционного движения, русскую и западноевропейскую литературу, произведения английских экономистов, французских материалистов, труды Гегеля и Фейербаха.
К концу 40-х годов Чернышевский безоговорочно принимает идеи материализма и революционного демократизма, а с середины 50-х годов, когда в России складывалась революционная ситуация и усиливалась борьба за освобождение крестьян, он становится признанным идейным и политическим вождем революционной демократии и возглавляет ее легальный орган – журнал «Современник».
В июне 1862 г. царское правительство закрыло «Современник». Чернышевский был брошен в застенок Петропавловской крепости. Спустя два года его подвергают гнусному обряду «гражданской казни» и усылают на каторгу в Сибирь. Лишь в 1883 г. в связи с тяжелым состоянием здоровья ему разрешили поселиться в Астрахани, а затем незадолго до смерти – в Саратове. Здесь он и умер в 1889 г.
Ни тюрьма, ни каторга не сломили могучей воли великого революционера-демократа.
Он всегда оставался непримиримым врагом самодержавия и поповщины, страстным борцом за политическое и духовное освобождение народа.
Историк Н. И. Костомаров в своей автобиографии пишет, что Чернышевский «был энергичен до фанатизма, верен своим убеждениям во всей жизни и в своих поступках и стал ярым апостолом безбожия, материализма и ненависти ко всякой власти… Учение, которое он везде и повсюду проповедовал, где только мог, было таково: отрицание божества; религиозное чувство в его глазах была слабость; суеверия – источник всякого зла и несчастья для человека; бог нашей религии – отвлеченная идея, олицетворяемая сообразно той степени человеческого развития, при какой творились языческие божества».
Невыразимо трудно было в условиях полицейского сыска и жандармско-поповской цензуры развивать идеи свободолюбия, идеи материализма и атеизма. Чернышевскому приходилось свои атеистические взгляды излагать в трудах, посвященных вопросам естествознания, литературы, в рецензиях на книги и статьи по истории, философии. Он вынужден был выражаться эзоповским языком.
Основным философским произведением Чернышевского, в котором наиболее полно сформулированы его взгляды на развитие природы и человека, является «Антропологический принцип в философии». Здесь Чернышевский, развивая материалистические идеи Фейербаха, выступает против всяких проявлений идеализма.
«Антропологический принцип» утверждает единство человека и отрицает его деление на материальную и духовную сущность: «…Если бы человек имел кроме реальной своей натуры другую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживалась бы в чем-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет». Иными словами, ничто не может доказать существования у человека какой-либо сверхъестественной, божественной души.
Отстаивая идею о материальной обусловленности всех поступков человека, Чернышевский подрывает богословские догматы об ответственности человека за свои поступки перед богом. Критерием для моральной оценки поступков человека Чернышевский считает интересы коллектива, а не выполнение или нарушение божественных заповедей.
«Антропологический принцип в философии» весьма отчетливо выражает мысль о том, что научная материалистическая система объяснения явлений природы и общества не оставляет места для фантастических религиозных представлений, что по мере развития научных знаний сфера религии неуклонно сужается. И, чем раньше исчезнут религиозные представления, тем лучше, ибо они тормозят развитие науки и общества в целом.
Главное управление цензуры в июле 1860 г., высказывая недовольство по поводу ряда статей, опубликованных в «Современнике», особое возмущение выражало по поводу «Антропологического принципа в философии», который подрывал «безусловный закон» (так замысловато обозначалась религия) и «духовную сторону» человека.
Эта статья вызвала гнев и недовольство защитников мракобесия, и в первую очередь духовенства. Сигналом к общему наступлению всех сил реакции против революционера-демократа послужила статья профессора Киевской духовной академии П. Юркевича «Из науки о человеческом духе», которая появилась в «Трудах Киевской духовной академии», а потом была перепечатана с комментариями К. Каткова в «Русском вестнике».
За Юркевичем и Катковым на Чернышевского ополчились и другие. Наконец, митрополит московский Филарет в письме на имя министра внутренних дел, указывая на Чернышевского и его полемику с Юркевичем, обратился с просьбой изыскать «средства законами и правительственными мерами преградить разрушительное влияние противурелигиозных мудрований и направлений и охранить дух религиозный, и нравственный».
Но и после «принятия мер», находясь в тюрьме и ссылке, Чернышевский продолжал отстаивать материализм и атеизм. В романе «Что делать?», написанном в стенах Петропавловской крепости, он, в частности, показывает, как священнослужители, разочаровавшиеся в религии, могут оказывать помощь прогрессу. Так, протоиерей Мерцалов, человек образованный, передовых взглядов, соглашается служить «щитом благонравия» для коммунистической мастерской, организованной Верой Павловной, и одновременно читать для участников курсов русскую и всеобщую историю, а не закон божий.
В примечаниях к переводу «Введения в историю XIX века» Гервинуса Чернышевский развивает свои взгляды на роль религии в обществе.
Различные религиозные представления, по мнению Чернышевского, возникли под воздействием причин естественного и общественного порядка. Появившись на почве невежества масс, религия становится средством закрепления этого невежества. В силу этого господствующие классы поддерживали и поддерживают ее, охраняя от научной критики.
Чернышевский обращает внимание на прямую связь деятельности католической церкви с политическими и экономическими интересами, с интересами светской власти.
Письма Чернышевского сыновьям из ссылки являются примером оптимизма и подлинного гуманизма. В них в противовес религиозному эгоистическому идеалу личного загробного спасения великий демократ выдвигает идеал беззаветного служения народу.
В этих письмах он резко критикует идеализм и мистицизм Канта, указывая, что «трансцендентально данные формы интуиции» понадобились Канту лишь для того, чтобы отстоять свободу воли, бессмертие души, существование бога, промысел божий о благе людей на земле и о вечном блаженстве их в будущей жизни.
Мотивы борьбы с религией звучат и в подцензурных статьях Чернышевского последнего периода его жизни.
В. И. Ленин, называя Чернышевского «величайшим представителем утопического социализма в России», писал: «Чернышевский был материалистом и смеялся до конца дней своих… над уступочками идеализму и мистике…»