В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
10 декабря 1821 года - родился русский поэт, писатель, публицист, борец с религией Николай Алексеевич Некрасов.
Весь свой талант, силы, всю свою нелегкую жизнь Николай Алексеевич Некрасов посвятил борьбе за обездоленный и бесправный русский народ.
Крестьянская жизнь, полная лишений, горя и несбыточных надежд, нашла отражение во многих стихотворениях и поэмах Некрасова: «В деревне», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Деревенские новости», «В полном разгаре страда деревенская», «Кумушки», «Калистрат», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос».
Тема родины, тяжелого положения русского народа, мечта о его светлом будущем особенно остро звучат в самом значительном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876 гг.). Кто же счастлив на русской земле? Для ответа поэт показывает всю Россию, все ее классы в их взаимоотношениях. Невыносима жизнь крестьянина. Он скручен по рукам и ногам путами помещиков, чиновников, духовенства:
Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди-стоят три дольщика: Бог, царь и господин!
С беспощадной сатирой рисует Некрасов образы помещиков и их приближенных. Он смотрит на них глазами крестьянина, как на «лютых зверей», «хапуг», «прожженных мошенников» и т. п. Очень точно изображен и другой «дольщик» крестьянского труда-духовенство. При помощи религиозного дурмана правящие классы стремились держать народ в страхе и повиновении. В стихотворении «О чем думает старуха, когда ей не спится» старая крестьянка мечется на печи:
Вся-то ей долгая жизнь представляется, Все-то грехи да грехи!
Какие же грехи не дают покоя старухе? Вот некоторые из них:
В страдную пору больной притворилася – Мужа в побывку ждала… С Федей-солдатиком чуть не слюбилася… С мужем под праздник спала. Охти-мне… ох! угожу в преисподнюю! Раз, как забрили сынка, Я возроптала на благость господнюю, В пост испила молока, – То-то я грешница! то-то преступница!
А ведь за грехи, пугали народ попы, придется расплачиваться на том свете. Страшные видения одолевают мужика Власа (стихотворение «Влас»), которому представились «грешники в аду»:
Мучат бесы их проворные, Жалит ведьма-егоза. Ефиопы – видом черные И как углие глаза.
Немудрено, что в мозгу забитого, безграмотного, обездоленного народа могли рождаться подобные фантастические картины, немудрено, что русское крестьянство той эпохи было суеверно. Ведь вся жизнь человека была опутана религией, иного воспитания и образования не было.
Однако народ не испытывал почтительных чувств к духовенству, а, напротив, звал его «жеребячьей породой», складывал о нем «сказки балагурные и песни непристойные и всякую хулу». И это понятно: поведение духовенства вызывало в народе неприязнь, обиду и гнев. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Демушка») Некрасов рассказывает о пьяном, объедающемся попе, равнодушно присутствующем при истязании крестьян.
Так есть ли счастливые на Руси? В главе «Доброе время – добрые песни» Некрасов говорит о той «дороженьке», идя по которой народ найдет свое село Избытково и добьется счастья. Это путь сознательной революционной борьбы. Именно этой дорогой идет «народный заступник» Гриша Добросклонов. Он видит, что трудовой люд больше не может и не хочет терпеть иго бар-угнетателей.
Некрасов писал не только о народе, но и прежде всего для народа. «…Мое авторское самолюбие, – говорил он, – вполне удовлетворено, если бы, хотя после моей смерти, русский мужик читал мои вещи».
Поэт верил в народ. Он знал, что русские люди добьются счастья своими руками, не уповая на божью помощь.