В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
15 октября 1814 года– родился русский поэт, прозаик, драматург и борец с религией Михаил Лермонтов.
Мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова, – писал о Лермонтове В. Г. Белинский, – поэта, в котором выразился исторический момент русского общества».
30-е годы XIX века. Россией правит Николай I. Революционеры-декабристы в далекой сибирской ссылке, многих из них уже нет в живых. Подозрительные находятся под наблюдением полиции. Народ страдает в оковах крепостничества. Всякое свободолюбивое выступление жестоко преследуется. За одно смело сказанное слово грозит ссылка или тюрьма. Но «деятельность, скрытая снаружи, – писал Александр Герцен, – закипала, таясь внутри». Выражением этой деятельности и явилось творчество великого русского поэта Лермонтова, в котором воссоздается та суровая эпоха.
Лермонтов отразил передовые стремления своей эпохи в пламенных, гневных, разящих стихах.
Значительное место в творчестве поэта занимают богоборческие и антиклерикальные мотивы. Очень чувствительный ко всему, что сковывает человеческую свободу, оскорбляет достоинство человека, Лермонтов еще в своих юношеских драмах, поэмах и стихах восстает против крепостничества, против духовного гнета религии. Антиклерикальная драма «Испанцы» (1830 г.) – яркий протест против сословного, национального и религиозного неравенства. Герой драмы Фернандо проклинает алчных и высокомерных дворян, лицемеров в сутанах, которые, прикрываясь именем бога, издеваются над честными, благородными людьми. И хотя время действия трагедии относилось к XVI в. и события происходили в другой стране, идеи драмы были весьма злободневны для России того времени.
Один из героев другой драмы Лермонтова – «Люди и страсти» говорит о боге: «Но если он точно всеведущ, зачем не препятствует ужасному преступлению… где его воля, когда по моему хотенью я могу умирать или жить?..» В этом вопросе заложено сомнение и неверие самого Лермонтова, который видел несправедливость окружающей его русской действительности, видел, что чаще вознагражденным оказывается зло, а не добро.
С начала 30-х годов XIX в. богоборческие тенденции у Лермонтова становятся все заметнее. Владимир Арбенин в драме «Странный человек» (1831 г.) бросает вызов богу и порывает с ним. Вызов небу звучит в таких произведениях, как «Измаил-Бей» (1832 г.), «Боярин Орша» (1835-1836 гг.), «Мцыри» (1840 г.) и, наконец, «Демон» (1841 г.).
Белинский справедливо отмечал, что «гордая вражда с небом» – одна из характернейших черт поэзии Лермонтова.
Еще в раннем стихотворении «Земля и небо» (1831 г.) Лермонтов определил свое отношение к живой жизни и потустороннему миру:
Как землю нам больше небес не любить? Нам небесное счастье темно; Хоть счастье земное и меньше в сто раз, Но мы знаем, какое оно.
Ту же мысль он вкладывает в уста мертвеца через десять лет в стихотворении «Любовь мертвеца» (1841 г.):
Что мне сиянье божьей власти И рай святой. Я перенес земные страсти Туда с собой.
Воюя с небом, Лермонтов вместе с тем противопоставляет ему земную жизнь, земные страсти, настоящих, сильных людей, ищущих справедливости, стремящихся к свободе. Корсары, разбойники, восставшие рабы, черкесы – эти герои Лермонтова являются людьми из плоти и крови, выступающими за земное счастье, против монастырского аскетизма, против ханжества, лицемерия и религиозной морали.
Наибольшей силы протест против феодально-патриархального религиозного мировоззрения, против крепостнического гнета достигает в поэмах «Мцыри» (1840 г.) и «Демон» (1841 г.). Современники Лермонтова воспринимали монологи Демона как призыв к борьбе против гнусного устройства общества, а в бунте грешного ангела против небесного владыки видели отражение общественного протеста против земного царя, против религии и ее служителей.
Творчество Лермонтова – пример служения своему народу оружием слова. Он видел назначение поэзии во вдохновении народа на подвиги, в защите прогрессивных идей.
Темы свободы, родины, поэта, человеческих судеб сильно и философски глубоко решаются Лермонтовым. Реализм и гражданский пафос творчества Лермонтова – то, за что преследовало его царское правительство, – смогли через 100 с лишним лет донести до нас картину русской жизни и характеров эпохи 30-х годов XIX в., а в его смелой богоборческой поэзии многие поколения русских людей нашли призыв к борьбе за земное счастье здесь, на земле.