Украинский атеистический сайт Суббота, 16.11.2024, 07:18
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Эксклюзив [41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
Публицистика [164]
Атеистическая публицистика
Законодательные акты [4]
Законы, относящиеся к свободе совести
Великие люди - атеисты [82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.

Наш опрос
Верите ли вы в бога?
Всего ответов: 2665

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Статьи » Великие люди - атеисты

Людвиг Фейербах
28 июля 1804 года  родился немецкий философ, атеист Людвиг Фейербах.



Людвиг ФейербахВ рядах решительных борцов с религией почетное ме­сто занимает великий немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах, который попытался раскрыть тайну религии, веры людей в сверхъестественные силы.

Его внимание привлекло то обстоятельство, что в чертах сверхъестественного мира, каким его рисует ре­лигия, много общего с земным, в чертах сверхъесте­ственных существ много человеческих. Почему так? – задумался мыслитель.

Религия объясняла это тем, что творец мира созда­вал человека по своему образу и подобию. Фейербах же, как убежденный материалист, дал иное объяснение.

Тайну возникновения веры в сверхъестественные си­лы он увидел в самом человеке, в продуктах его созна­ния. Человек мысленно сам отделяет от себя свои осо­бенности, свойства, качества и приписывает их вымыш­ленному сверхъестественному существу – богу, которого помещает на небеса, чтобы потом поклоняться ему.

Любое свойство, которым люди наделяют бога, есть их собственное свойство, только выдаваемое за сверхъ­естественное. Причем в качестве этих божественных и богоподобных свойств принимаются те, которые значи­тельны сами по себе, выражают совершенство и разум­ность человека, в наибольшей степени существенны для него.

Греческие боги, например, представлялись физически сильными и прекрасными. И понятно почему. Ведь фи­зическая сила и красота человеческого тела прекрасны сами по себе и высоко ценились греками.

Рассматривая религию с этой точки зрения, Фейер­бах показывает, что любая из ее тайн находит объяс­нение в земной жизни: тайна божественной троицы – это тайна земной семейной жизни; тайна божественного промысла – это фантастическое осознание человеком твоего отличия от животных; миф о страстях господ­них – это высокая оценка человеческой способности страдать и даже жертвовать собой ради других лю­дей…

Такова антропологическая (от греческого слова «антропос» – человек) сущность религии в понимании Фейербаха.

В религии человек как бы удваивает себя, создавая себе в лице бога нечто вроде зеркала, в которое он смотрит на себя самого. В том, каким мыслится бог, раскрываются представления человека о самом себе, о своей действительной сущности.

Наиболее общую причину возникновения религии Фейербах видит главным образом в страхе перед непо­нятными и беспощадными силами внешнего для чело­века мира. Там, где человек страдает, угнетен, не может осуществить своих желаний и намерений, – там он ищет помощника и заступника в лице бога. «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фанта­зия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть бла­женным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмерт­ное существо потому, что он сам не желает умереть. То, чем он сам не является, но чем он хотел бы быть, это он представляет себе имеющимся в своих богах, боги – это желания людей, которые мыслятся как осу­ществленные в действительности, которые превращены в действительные существа; бог есть стремление чело­века к счастью, нашедшее свое удовлетворение в фан­тазии».

Объясняя происхождение религии земными причина­ми, Фейербах неустанно доказывал, что она противо­речит всему развитию науки и культуры, несовместима с разумом и истиной. Религия вредна, так как она учит людей смирению и покорности, оправдывает массу преступлений, творимых на земле, отнимает у человека все его хорошие качества, отдавая их вымышленному богу.

Перед Фейербахом, как революционным демократом, стояла практическая цель освобождения человека от власти темных сил на небе и на земле. И он призывал людей спуститься из «божественного, ни в чем не нуж­дающегося мысленного блаженства, в царство челове­ческой скорби», отказаться от пассивного смирения, связанного с надеждой на загробное вознаграждение, и начать борьбу за улучшение своей жизни на земле.

Взгляды Фейербаха на религию означали несомнен­ный шаг вперед в развитии атеизма. Но, к сожалению, он не мог преодолеть недостатков, присущих всем домарксовским атеистам.

Атеизм Фейербаха в целом оставался просветитель­ским. Он рассматривал человека вне исторического раз­вития, не изучал тех общественных условий, в которых протекает действительная жизнь людей. Фейербах не только выводил свойства бога из свойств человека, но вынужден был поступать и наоборот: во многом его человек – производное от бога, он, по меткому выра­жению Энгельса, «как бабочка из куколки вылетел из бога монотеистических религий». Если не изучен ни дей­ствительный человек, ни реальный мир его жизни и дея­тельности, то остается только «в уме» создавать пред­ставление о человеке, используя для этого любые дан­ные, в том числе и понятия о боге.

Вполне понятна ограниченность Фейербаха и в том, как он представлял пути преодоления религии. Сводя религию к «бессознательному самосознанию» человека, он полагал, что достаточно прояснить это самосозна­ние, сделать его «сознательным», и религии придет ко­нец. А для этого необходимо только просветить челове­ка, теоретически разоблачить религию, доказать людям, что в боге они созерцают только самих себя.

Фейербах не понимает главного: что, ликвидировать веру в потусторонний мир можно, лишь устроив зем­ную жизнь так, чтобы эта вера не могла возникнуть. Короче, не в борьбе с религией надо искать решающее средство переустройства мира, а в революционном пре­образовании существующих отношений можно и нуж­но искать реальные пути борьбы с религией.

Все особенности позиции Фейербаха в борьбе с ре­лигией объясняются тем, что он выступал как идеолог революционно-демократической буржуазии. Отсюда, с одной стороны, стремление освободить человека от всех уз и оков, в том числе и религиозных, а с другой – непоследовательность в этой борьбе, как следствие буржуазной ограниченности. Чтобы устранить религию из жизни общества, необходимо уничтожить последнее в истории эксплуататорское общество. А идеологам буржуазии не под силу даже поставить такую задачу.

ФЕЙЕРБАХ О БОГЕ

Божественная сущность – не что иное, как челове­ческая сущность, очищенная, освобожденная от индиви­дуальных границ, то есть от действительного, телесно­го человека, объективированная, то есть рассматривае­мая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности. Поэтому все определения божественной сущ­ности относятся и к сущности человеческой.

(«Сущность христианства»)


Бог есть понятие, возмещающее недостаток теории. Бог есть объяснение необъяснимого, ничего не объясняю­щее, потому что оно должно объяснять все без различия; бог есть ночь теории, делающая все ясным сердцу, пото­му что в ней пропадает последний различающий луч рас­судка; бог есть положительное неведение, разрешающее все сомнения путем их полного отрицания, – всеведущее и ничего определенного не знающее, ибо все, что производит впечатление на разум, исчезает, теряет свою ин­дивидуальность перед религией, становится ничем пе­ред очами божественного всемогущества. Ночь есть мать религии.

(«Сущность христианства»)


Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который чело­век полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа.

(«Лекции о сущности религии»)


Только из человека заимствует бог все свои опре­деления – бог есть то, чем человек хочет быть, – его собственное существо, его собственная цель, взятые, как действительное существо.

(«Основные положения философии будущего»).


Источник: http://atheism.su/fejerbax-l/
Категория: Великие люди - атеисты | Добавил: opium (28.07.2015)
Просмотров: 5457 | Комментарии: 4 | Теги: Бог, демократ, Материализм, философ, религия, атеизм, буржуазия, Фейербах | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2024