В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
28 июля 1804 года– родился немецкий философ, атеист Людвиг Фейербах.
В рядах решительных борцов с религией почетное место занимает великий немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах, который попытался раскрыть тайну религии, веры людей в сверхъестественные силы.
Его внимание привлекло то обстоятельство, что в чертах сверхъестественного мира, каким его рисует религия, много общего с земным, в чертах сверхъестественных существ много человеческих. Почему так? – задумался мыслитель.
Религия объясняла это тем, что творец мира создавал человека по своему образу и подобию. Фейербах же, как убежденный материалист, дал иное объяснение.
Тайну возникновения веры в сверхъестественные силы он увидел в самом человеке, в продуктах его сознания. Человек мысленно сам отделяет от себя свои особенности, свойства, качества и приписывает их вымышленному сверхъестественному существу – богу, которого помещает на небеса, чтобы потом поклоняться ему.
Любое свойство, которым люди наделяют бога, есть их собственное свойство, только выдаваемое за сверхъестественное. Причем в качестве этих божественных и богоподобных свойств принимаются те, которые значительны сами по себе, выражают совершенство и разумность человека, в наибольшей степени существенны для него.
Греческие боги, например, представлялись физически сильными и прекрасными. И понятно почему. Ведь физическая сила и красота человеческого тела прекрасны сами по себе и высоко ценились греками.
Рассматривая религию с этой точки зрения, Фейербах показывает, что любая из ее тайн находит объяснение в земной жизни: тайна божественной троицы – это тайна земной семейной жизни; тайна божественного промысла – это фантастическое осознание человеком твоего отличия от животных; миф о страстях господних – это высокая оценка человеческой способности страдать и даже жертвовать собой ради других людей…
Такова антропологическая (от греческого слова «антропос» – человек) сущность религии в понимании Фейербаха.
В религии человек как бы удваивает себя, создавая себе в лице бога нечто вроде зеркала, в которое он смотрит на себя самого. В том, каким мыслится бог, раскрываются представления человека о самом себе, о своей действительной сущности.
Наиболее общую причину возникновения религии Фейербах видит главным образом в страхе перед непонятными и беспощадными силами внешнего для человека мира. Там, где человек страдает, угнетен, не может осуществить своих желаний и намерений, – там он ищет помощника и заступника в лице бога. «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что он сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть. То, чем он сам не является, но чем он хотел бы быть, это он представляет себе имеющимся в своих богах, боги – это желания людей, которые мыслятся как осуществленные в действительности, которые превращены в действительные существа; бог есть стремление человека к счастью, нашедшее свое удовлетворение в фантазии».
Объясняя происхождение религии земными причинами, Фейербах неустанно доказывал, что она противоречит всему развитию науки и культуры, несовместима с разумом и истиной. Религия вредна, так как она учит людей смирению и покорности, оправдывает массу преступлений, творимых на земле, отнимает у человека все его хорошие качества, отдавая их вымышленному богу.
Перед Фейербахом, как революционным демократом, стояла практическая цель освобождения человека от власти темных сил на небе и на земле. И он призывал людей спуститься из «божественного, ни в чем не нуждающегося мысленного блаженства, в царство человеческой скорби», отказаться от пассивного смирения, связанного с надеждой на загробное вознаграждение, и начать борьбу за улучшение своей жизни на земле.
Взгляды Фейербаха на религию означали несомненный шаг вперед в развитии атеизма. Но, к сожалению, он не мог преодолеть недостатков, присущих всем домарксовским атеистам.
Атеизм Фейербаха в целом оставался просветительским. Он рассматривал человека вне исторического развития, не изучал тех общественных условий, в которых протекает действительная жизнь людей. Фейербах не только выводил свойства бога из свойств человека, но вынужден был поступать и наоборот: во многом его человек – производное от бога, он, по меткому выражению Энгельса, «как бабочка из куколки вылетел из бога монотеистических религий». Если не изучен ни действительный человек, ни реальный мир его жизни и деятельности, то остается только «в уме» создавать представление о человеке, используя для этого любые данные, в том числе и понятия о боге.
Вполне понятна ограниченность Фейербаха и в том, как он представлял пути преодоления религии. Сводя религию к «бессознательному самосознанию» человека, он полагал, что достаточно прояснить это самосознание, сделать его «сознательным», и религии придет конец. А для этого необходимо только просветить человека, теоретически разоблачить религию, доказать людям, что в боге они созерцают только самих себя.
Фейербах не понимает главного: что, ликвидировать веру в потусторонний мир можно, лишь устроив земную жизнь так, чтобы эта вера не могла возникнуть. Короче, не в борьбе с религией надо искать решающее средство переустройства мира, а в революционном преобразовании существующих отношений можно и нужно искать реальные пути борьбы с религией.
Все особенности позиции Фейербаха в борьбе с религией объясняются тем, что он выступал как идеолог революционно-демократической буржуазии. Отсюда, с одной стороны, стремление освободить человека от всех уз и оков, в том числе и религиозных, а с другой – непоследовательность в этой борьбе, как следствие буржуазной ограниченности. Чтобы устранить религию из жизни общества, необходимо уничтожить последнее в истории эксплуататорское общество. А идеологам буржуазии не под силу даже поставить такую задачу.
ФЕЙЕРБАХ О БОГЕ
Божественная сущность – не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, то есть от действительного, телесного человека, объективированная, то есть рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности. Поэтому все определения божественной сущности относятся и к сущности человеческой.
(«Сущность христианства»)
Бог есть понятие, возмещающее недостаток теории. Бог есть объяснение необъяснимого, ничего не объясняющее, потому что оно должно объяснять все без различия; бог есть ночь теории, делающая все ясным сердцу, потому что в ней пропадает последний различающий луч рассудка; бог есть положительное неведение, разрешающее все сомнения путем их полного отрицания, – всеведущее и ничего определенного не знающее, ибо все, что производит впечатление на разум, исчезает, теряет свою индивидуальность перед религией, становится ничем перед очами божественного всемогущества. Ночь есть мать религии.
(«Сущность христианства»)
Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа.
(«Лекции о сущности религии»)
Только из человека заимствует бог все свои определения – бог есть то, чем человек хочет быть, – его собственное существо, его собственная цель, взятые, как действительное существо.