В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
31 января 1715 года– родился французский философ материалист, идеолог революционной французской буржуазии XVIII века Клод Адриан Гельвеций.
18 августа 1770 г. приговорены к сожжению сочинения философа-материалиста К. Гельвеция, выступившего против религиозных вымыслов о сотворении мира, о существовании бессмертной души, врожденных религиозных чувств.
В августе 1758 г. во Франции вышла в свет книга, которая произвела потрясающее впечатление на общественность того времени. За короткий срок она выдержала во Франции и за рубежом около 50 изданий. Это был невиданный успех. Книга называлась «Об уме» и была направлена против феодально-религиозной идеологии и католической церкви.
Как отмечал знаменитый французский философ-материалист Дени Дидро, это был «здоровенный удар дубиной по предрассудкам всех родов». Сочинение это будет «полезно людям, – говорил он, – оно будет отнесено к числу великих книг нашего века». Автором талантливого произведения, бросившего смелый вызов религиозно-идеалистическому мировоззрению, был французский философ-материалист Клод Адриан Гельвеций.
Публикация книги всполошила реакционные круги Франции, которые выступили против Гельвеция и его произведения со злобными нападками. 1 сентября 1758 г. книга была осуждена Сорбонной, выдвинувшей против сочинения Гельвеция более 100 обвинений. Парижский архиепископ поспешил объявить изложенные в книге идеи «исчадием ада» и повелел верующим опасаться их, как чумы.
Римский папа Климент XIII обратился к католическому миру с посланием, запрещающим верующим читать и перепечатывать «ужасную книгу», которая «стремится ниспровергнуть христианскую религию, задушить закон и естественную честность, защитить развращающие и осужденные фикции эпикурейцев и материалистов и полна нечестивыми, скандальными и еретическими предположениями».
Послание обязывало верующих сдавать экземпляры книги служителям культа и инквизиторам для сожжения.
Свое слово о книге сказало и правительство Франции: государственный совет, признав произведение Гельвеция «опасным, скандальным и развратным», запретил под страхом тяжелого наказания его продажу и переиздание.
Согласно решению парламента от 6 февраля 1759 г. книга Гельвеция «Об уме» была сожжена рукою палача. А в 1770 г. были сожжены и другие материалистические произведения Гельвеция.
Однако нападки реакции не испугали французского мыслителя. Он написал новое произведение – «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в котором развил и обосновал принципы, изложенные в книге «Об уме». Но и это произведение было также сожжено по решению абсолютистской власти.
Чем же так напугали правительство и церковников сочинения выдающегося мыслителя! Почему они вызвали такой переполох в стане реакции!
В своих трудах Гельвеций решительно отвергал религиозные вымыслы о сотворении мира, существовании бессмертной души.
Он доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами людей. Тем самым Гельвеций опровергал идеалистическое учение о врожденных нравственных чувствах и представлениях, подвергал критике религиозную этику.
По мнению Гельвеция, различия в воззрениях людей, идеях и умственных способностях предопределяются исключительно влиянием внешней среды, т. е. общественной обстановки, которая создается формой правления и политическими учреждениями.
Считая, что человек является продуктом среды, Гельвеций придавал огромное значение воспитанию. В связи с этим он требовал, чтобы школы были изъяты из подчинения духовенства и переданы в ведение государства.
Касаясь вопроса влияния религии на нравственность человека, Гельвеций подчеркивал, что религия не только не способствует поддержанию высоких нравственных качеств у людей, но, напротив, способствует падению нравственности. Он отмечал, что религиозная нравственность требует «слепой покорности, безграничной доверчивости и детского и панического страха. Зло, причиненное религиями, реально, а добро иллюзорно». «Они (т. е. религии) повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, зажигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучшими».
Церковники никак не могли простить этого замечательному мыслителю. Они травили, преследовали философа, а вместе с тем и его произведения. Но все их попытки предать забвению смелые идеи оказались тщетными.
Имя выдающегося философа-материалиста Клода Адриана Гельвеция живет в веках, его жизнь служит для многих поколений людей примером непреклонной борьбы за научные истины, против религиозных домыслов.
На портрете явно не Клод Гельвеций. Гельвеций умер в 1771 г., а человек на портрете одет так, как одевались в начале XIX века. К тому же, человек на портрете носит бакенбарды, что опять-таки типично для начала XIX в., но не для XVIII в.
Данная картинка, как и статья, взята из советской книжки. Поэтому, учитывая высокий уровень советской исторической науки, скрупулёзность её исследований, у меня не вызывает сомнения в соответствии изображения этому выдающемуся философу.