В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
17 сентября 1857 года– родился русский и советский учёный и изобретатель, основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский.
Имя отца современной космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского по праву стоит в ряду имен величайших гениев человечества.
Большую часть своей жизни К. Э. Циолковский провел в Калуге, где он работал учителем физики и математики. Все свободное время он отдавал любимым занятиям: строил модели цельнометаллических дирижаблей и приборы для научных исследований, размышлял над проблемами физики, астрономии, биологии, аэродинамики, философии, геологии, филологии, социологии. Необычайно многообразны были интересы ученого, разветвленными путями шло его научно-техническое творчество.
На рубеже XIX и XX вв. к мысли о возможности проникновения человека в космос относились как к несбыточной утопии, способной увлечь воображение разве что неисправимых фантастов, таких, как Жюль Верн или Герберт Уэллс. Ученый, дерзнувший доказать эту возможность, должен был обладать огромным мужеством. Ведь утверждать, что человек может жить вне Земли, – значило идти против религии, решительно протестовать против того, что человек – это «земной червь», «раб божий». Поэтому-то, когда в мае 1903 г. в журнале «Научное обозрение» появилась статья К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», официальная Россия окружила ее заговором молчания.
Лишь спустя девять лет увидело свет продолжение этой статьи. В ней было дано научное описание картины полета в космос: старт, действие перегрузок, наступление невесомости, возможные траектории полета. Здесь же ученый подробно останавливается на обеспечении жизнедеятельности космонавтов в условиях длительных межпланетных перелетов.
До революции ученому удалось выпустить еще несколько небольших статей, посвященных проблемам полета ракет. Однако все замечательные мысли и расчеты, изложенные им, не находили отклика и поддержки у правящих классов царской России. Обыватели считали его чудаком и вольнодумцем. Свои идеи К. Э. Циолковский развивает в одиночку, в атмосфере недоверия и пренебрежения со стороны официальных органов. Его поддерживает лишь небольшая часть ученых, среди которых были Менделеев, Столетов, Жуковский, Сеченов.
Но ученый упорно и настойчиво развивает свои идеи, несмотря на очень тяжелые материальные условия и замалчивание его проектов и трудов. Им была обоснована идея многоступенчатых ракет, высказана мысль о создании искусственных спутников Земли в качестве промежуточных межпланетных станций.
Что же поддерживало, вдохновляло К. Э. Циолковского на дальнейший трудовой подвиг? Что давало ему силы? Забота о благе человечества, о его будущем. «Основной мотив моей жизни, – писал К. Э. Циолковский, – не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».
Работы Циолковского получили признание лишь после Октябрьской революции. Ученый был окружен вниманием В. И. Ленина и Коммунистической партии. «Только наша Советская власть отнеслась ко мне человечно, – писал ученый в 1934 г. – Новая и настоящая родина создала мне условия для жизни и работы».
В 1919 г. он избирается членом Социалистической академии. Совнарком назначает ему пожизненную пенсию. Различные научные организации содействуют Циолковскому в работе и широкой популяризации его трудов. Множатся ряды его учеников и продолжателей. Развивая теорию ракетного летания и межпланетных путешествий, они уже переходят к эксперименту, к практике. В СССР создаются учреждения и организации по ракетной технике и межпланетным полетам.
Не случайно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Не случайно первым достиг поверхности Луны советский космический корабль. Не случайно первым был в космосе советский человек.
В своих мечтах Константин Эдуардович не ограничивался сугубо технической стороной межпланетных полетов. Он постоянно думал о будущем всего человечества, представляя его в космических масштабах. Он разрабатывает увлекательные конкретные проекты переустройства Земли – заселение акваторий, орошение пустынь, наступление на лес, изменение погоды и климата и даже переделку самого человека. И вместе с тем мечтает об устремлении человека в космос, где можно будет построить жилища, развить энергетику, добывающую, строительную и перерабатывающую индустрию, сельское хозяйство. Все это обеспечит благоприятные условия жизни человека в космосе, будет значительно способствовать познанию природы за пределами Земли.
В своей неопубликованной работе «Разум и звезды» (1921 г.) ученый высказывает глубокую философскую мысль о грядущем огромном влиянии разумных существ на эволюцию космоса.
И если церковники утверждали, что человек никогда не проникнет в космос, то К. Э. Циолковский был глубоко уверен в обратном. К церкви ученый, относился отрицательно: ведь это церковь сжигала ученых на кострах, когда они мечтали о других мирах, а К. Э. Циолковский не только считал, что в космосе могут быть разумные неземные существа, но даже определял условия возникновения и развития жизни во вселенной.
Сбылась мечта Циолковского. Человек вышел в космос. И это является бессмертным памятником гению и труду нашего великого соотечественника.