В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
30 апреля 1883 года– родился чешский писатель-сатирик, драматург, комиссар Красной Армии, атеист Ярослав Гашек.
Короткую жизнь большого чешского писателя Ярослава Гашека (1883-1923) не измерить линейкой с годами-делениями. Молодость его прозвенела на бурном рубеже двух столетий, он прошел в солдатском мундире сквозь мировую бойню 1914-1918 гг. Первую в мире социалистическую революцию он встретил на ее родине – в России, писателем-коммунистом создал свою бессмертную книгу «Похождения бравого солдата Швейка». Он был не из тех, кто, приотдернув оконную занавеску, робко прислушивается к жизни. Он всегда был активным ее участником – и тогда, когда подростком шагал по родным пражским улицам в рядах политических демонстрантов, и когда рвался в Африку, чтобы помочь бурам в освободительной борьбе против английских колониалистов, и когда организовывал с неповторимым гашековским юмором свою «партию умеренного прогресса в рамках законности», и когда работал в политотделе 5-й армии в Сибири, будучи уже членом Коммунистической партии…
Для создания энциклопедии характеров, профессий, типов в «Похождениях Швейка» и многочисленных рассказах мало было только таланта – пусть блестящего, необходимо было глубокое знание жизни. Гашек учился в школе, в гимназии, в коммерческом училище, был учеником аптекаря, конторщиком в банке, репортером, редактором, солдатом, «перепробовал» чуть ли не все политические партии своего времени – от анархистов до уже упоминавшейся «собственной» партии. Еще в юности Гашек получил известность у себя на родине, в Праге, как автор остроумнейших газетных заметок, непременный участник бесчисленных шуток и мистификаций; он выступал в популярных чешских кабачках с речами-импровизациями, заставлявшими слушателей покатываться от смеха. Все это было не более чем талантливое озорство, дань молодости, брызжущей здоровьем и жизнерадостностью. Но шли годы. Мужал талант Гашека-сатирика. Стрелы его юмора все чаще настигают виновников того мерзкого и тупого, что душило человека в окружающей жизни на каждом шагу. Он ищет правду сначала в партии анархистов, потом в наиболее влиятельной тогда из чешских партий – националистов и убеждается в ограниченности и бессилии первой и антиреволюционности и дешевом патриотизме второй. Еще работая в газете социал-националистов «Ческе слово», он помещает на ее страницах «Открытое письмо», заканчивающееся словами: «…только невежды не знают, что у «Чешского слова» и «Мира животных» политическая линия одна и та же». Письмо это явилось свидетельством крепнущей остроты политического зрения Гашека. Однако, только пройдя через войну и плен, Гашек смог по-настоящему оценить пройденный им путь и ясно увидеть будущее мира. Война до конца вскрыла гнилость и нежизнеспособность общества, в котором жил Гашек, а вступление в партию большевиков помогло ему сделать единственно правильные политические и гражданские выводы.
Роман «Похождения бравого солдата Швейка», написанный Гашеком по возвращении на родину из Советской России, – блестящая сатира на Австро-Венгрию периода мировой войны, беспощадный приговор капиталистическому обществу, неминуемо порождающему уродливые отношения уродливых людей. Не найдется, наверное, ни одного гнойника на теле этого общества, который не был бы вскрыт отточенным скальпелем сатирика. Писатель дал уничтожающую оценку философии капитализма, его морали, его религии.
Гашек ненавидел ложь, которой была пропитана империя Франца-Иосифа, поэтому с такой силой обрушивается его сатира на церковь, где ложь нашла свое наиболее концентрированное выражение. Аббат из рассказа «Уши св. Мартина» пьет «греховное» вино из кружки с порнографическим рисунком и надписью: «Господи боже, отче небесный, благослови дары, что по твоей щедрости мы принимаем». В рассказе «Коза и всемогущий бог» служитель православной церкви произносит богохульственные слова – необходимое условие торговой сделки, которую заключает с ним его «коллега» – мулла, а этот в свою очередь из-за лишних 50 монет утверждает, что «аллах – не аллах». Ложь и лицемерие религиозной морали высмеиваются Гашеком и в таких рассказах, как «Постный день в исправительном доме», «Дела небесные», «Бунт арестанта Шельбы», «Как Милан Шпатина стал атеистом», «Нравоучительный рассказ», и многих других. Блестяще написаны Гашеком страницы «Швейка», посвященные службе бравого солдата у фельдку-рата Отто Каца – опустившегося пьяницы, один вид которого не допускает и мысли, что бог создал человека по образу и подобию своему. Глава XI – «Швейк с фельдкуратом едут служить полевую обедню» открывается остроумным и полным сарказма рассуждением Гашека о роли священнослужителей на войне. С горечью писатель говорит здесь о том, что «ничего не изменилось с той поры, когда разбойник Войтех, прозванный «святым», истреблял прибалтийских славян с мечом в одной руке и крестом – в другой». Разоблачению религии служит и фельетон Гашека «Дневник попа Малюты из полка Иисуса Христа», написанный на русском языке.
Гашек прекрасно говорил и писал по-русски. Его любимыми писателями наряду с Сервантесом и Диккенсом были Гоголь, Толстой и особенно Горький. Так же, как они, Гашек ненавидел мещан и общество, порождающее мещанство. Его «Швейк» – мировая пощечина мещанству.