В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
27 августа 1856 года– родился украинский писатель, поэт, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения Иван Яковлевич Франко.
Жизнь и творчество Ивана Франко были до конца отданы своему народу. Выходец из бедной крестьянской семьи, он сумел окончить гимназию и университет. Франко жил и учился в Галиции – области, насильно отторгнутой от Украины и присоединенной к Австро-Венгерской монархии. Украинец, сын бедняка, Франко скоро понял, что уготовано таким, как он, в полном несправедливости мире второй половины XIX в.
Его идейные и эстетические взгляды формировались в первую очередь под влиянием книг Т. Шевченко и русских революционных писателей-демократов.
В университете Иван Франко, по его словам, «с жаром читал Л. Толстого, Тургенева и Помяловского, а далее – Чернышевского, Герцена и т. п.»
Арест и последовавшее затем 9-месячное заключение в тюрьму ускорили процесс идейного возмужания Франко. Полицейский шпион докладывал на суде, что заключенный Иван Франко говорит о неминуемой гибели самодержавного строя, о том, что «религия и все, чему учат священники, ложь». Если раньше Франко был, по собственному выражению, «социалистом по симпатии, как мужик», то после выхода из тюрьмы он сознательно включается в революционное движение и до конца дней отдает свое перо на службу рабочему классу и трудовому крестьянству.
Деятельность Ивана Яковлевича Франко прежде всего связана с социальным и национально-освободительным движением в Западной Украине, однако она имеет огромное значение и для других славянских стран.
В своем творчестве писатель опирался на лучшие традиции русской и украинской революционно-демократической литературы, продолжая и развивая их.
Антиклерикальные и антирелигиозные мотивы характерны для многих произведений Франко, таких, например, как стихотворение «Пьяницы», где праведник Ной сравнивается с пьяницей Климом, или стихотворение «Понтифекс-максимус» («Великий жрец»), в котором развенчивается мнимая святость папы римского, и др. С наибольшей полнотой атеистические воззрения Франко выразились в поэме «Ех шпо» («Монолог атеиста»). Здесь поэт говорит о времени, когда человеческий разум стряхнет религиозные путы и уничтожит бога, так же как создал его.
На небе нет, не стало больше бога!.. Я стрелами могучих светлых мыслей Насквозь пронзил его и повалил, Как встарь Давид гиганта Голиафа. Мечом науки, опыта и знаний Я голову ему отсек.
Франко ненавидел католицизм и Ватикан за стремление оторвать восточных славян от России. В статье «Католический панславизм» он называет католицизм «заклятым врагом славянщины».
Выдающийся писатель всегда был верным другом русского народа. Он писал: «История сделала священным название «Русь». Под этим названием наши предки боролись и головы свои слагали, это название и вера в его святость спасли нас от национальной и моральной гибели». В 1905 г. И. Франко выступил в печати с поддержкой русской революции. С ее победой он связывал самые заветные чаяния своего народа.
Франко умер 28 мая 1916 г., полутора лет не дожив до Великой Октябрьской революции. Но в памяти народной он всегда остается живым писателем-гражданином, писателем-борцом. В 1956 г. по решению Всемирного Совета Мира прогрессивное человечество земли отмечало 100-летие со дня рождения Ивана Франко. Выступая на юбилейных торжествах в Киеве от имени русского народа и Советского комитета защиты мира, поэт Николай Тихонов сказал: «Он – с нами, живой, дорогой нам всем хозяин поэтического мира и живой великий друг наш – славный, бессмертный Иван Франко».