В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
16 февраля 1834 года – родился немецкий биолог эволюционист, представитель естественнонаучного материализма, сторонник и пропагандист учения Чарльза Дарвина Эрнст Геккель.
Немецкий ученый Эрнст Геккель (1834-1919) был одной из самых известных и популярных личностей своего времени. По образованию врач, по профессии и призванию естествоиспытатель, писатель и философ, Геккель во всех сферах деятельности был горячим и неутомимым защитником теории эволюции. Анализируя и обобщая современные ему достижения естественных наук, он углубил и развил далее учение Дарвина, подведя под него прочный теоретический фундамент.
Эрнст Геккель считал, что мир един и материален, что неорганическая и органическая материя подчиняется единым законам природы. Созданная Геккелем материалистическая картина мира, выводы, сделанные им из достижений естественных наук, были направлены ученым против всяческих – и в особенности религиозных – предрассудков.
Геккель был талантливым и увлеченным популяризатором науки: он читал огромное количество лекций, писал популярные исследования об отдельных видах животных и собственными руками очень интересно и старательно иллюстрировал их. Но наибольшей известностью пользовались его популярные философские книги, и прежде всего «Мировые загадки». Первое издание этой книги вышло в свет осенью 1899 г. и было восторженно встречено передовыми людьми всего мира. «Мировые загадки» были переведены на многие языки и разошлись в сотнях тысяч экземпляров. Чем же объясняется такой интерес к этой книге?
«Мировые загадки» – книга ученого-дарвиниста. Она направлена против тех естествоиспытателей, которые считали, что в природе существуют тайны, открыть которые человеческий разум не в состоянии. К таким тайнам, загадкам природы они относили проблемы происхождения жизни, движения, сознания и речи, целесообразность в природе, т.е. все то, что наука при ее тогдашнем уровне развития не могла еще объяснить. Такие естествоиспытатели, сознательно или бессознательно, оставляли в природе место для сверхъестественного, непознаваемого, для бога и религии. Глава за главой Геккель убеждает читателя, что в мире не существует неразрешимых загадок. Геккель доказывает, что движение – это основное неотделимое свойство материи, что зарождение жизни объясняется учением об эволюции и естественном переходе неорганической природы в органическую, что механизм целесообразности в природе вскрыт дарвинизмом с достаточной полнотой, а решение проблемы происхождения мышления и речи опять-таки лежит в изучении естественных законов развития живой природы. Мир познаваем, человеческому разуму нет преград, подлинная наука до конца разоблачает религиозное мракобесие, говорили страницы книги.
Беспощадно критикует Геккель в своей книге религиозные суеверия, мистику, веру в чудеса, попытки религии спекулировать на мировых загадках. Геккель высмеивает христианские представления о загробной жизни, о непорочном зачатии девы Марии, разоблачает мракобесие церковных руководителей и лицемерие защитников церкви.
После выхода в свет первого издания «Мировых загадок» на ее автора начинаются бесчисленные нападки и богословов, и философов, и ученых, отстаивающих идеализм и религию. Бессильные опровергнуть выводы, сделанные Геккелем из развития естественных наук, они оскорбляли его, обливали грязью, угрожали ему.
Однако Геккель продолжал свою борьбу пером и словом ученого-атеиста, обращенным прямо к народной аудитории. В 1906 г. по его почину был создан антирелигиозный Союз монистов, сразу же развернувший активную борьбу с религией, борьбу за разрыв верующих с христианской церковью.
Геккеля нельзя назвать до конца последовательным атеистом. Отбрасывая представление о сверхъестественном творце мира, не признавая бессмертия души и всячески разоблачая эту сказку, не признавая божественной свободы воли, он считал, однако, что нужно заменить веру в личного бога верой в бога «как олицетворение природы», признавал полезной в христианской религии ее моральную сторону. Геккель не вникал в процесс общественного развития, не понимал перемен, происходивших уже в капиталистическом обществе, ему чуждо было понятие классовой борьбы. Поэтому ему так и не удалось объяснить с материалистических позиций происхождение религии, ее социальную основу.
Но если Геккель и не стал до конца последовательным атеистом, то тем не менее он поднял на огромную высоту знамя науки в борьбе с религией, и оно никогда не дрожало в его руках, заставляя отступать мракобесие, мистицизм, невежество. И одним из самых сокрушительных ударов, которые были нанесены Геккелем врагам подлинной науки, была его замечательная книга. Глядя далеко вперед, ученый показал в ней, что, чем больший мир откроется для человеческого познания, тем больше загадок, необъяснимых некоторое время – иногда короткое, иногда долгое, – возникнет перед учеными. Одну за другой их будет объяснять наука и обогащать сокровищницу знаний. При этом место каждой разгаданной шарады будут занимать несколько новых.
Но тщетно религия и идеализм будут цепляться за них, чтобы спекулировать ими во имя несуществующего бога, ибо прогресс науки покажет каждому человеку, что даже в еще не познанном нет и ничего не может быть сверхъестественного.
Из «мировых загадок» Э. Геккеля
«…Современные цивилизованные народы ставят свои религиозные представления, которые ценят как свое высшее духовное благо, значительно выше «грубого суеверия» первобытных народов; они превозносят огромные успехи, сделанные цивилизацией в устранении его. Это – большое заблуждение! При беспристрастном критическом сравнении и оценке оказывается, что и религия и суеверие отличаются друг от друга лишь особой «формой веры» и внешней оболочкой исповедания. При ясном свете разума очищенная вера в чудеса самых свободомыслящих церковных религий оказывается-поскольку она противоречит твердо установленным и общепризнанным законам природы – таким же неразумным суеверием, как и грубая вера в привидения первобытных фетишистических религий, на которые первые взирают с таким высокомерием.
Если мы бросим с такой нелицеприятной точки зрения критический взгляд на господствующие религиозные представления современных цивилизованных народов, то мы найдем, что они насквозь пропитаны наследственным суеверием. Христианская вера в сотворение мира, в триединство бога, в непорочное зачатие девы Марии, в искупление, в воскресение и вознесение Христа и т.п. есть такой же чистый вымысел и столь же мало мирится с разумным познанием природы, как и разнообразные догматы мусульманской и моисеевой, буддийской и браминской религий. Каждая из этих религий для истинно «верующего» является несомненной истиной, и каждая же считает всякое другое вероучение ересью и опасным заблуждением. Чем больше какое-нибудь вероисповедание считает себя «единственно-душеспасительным» – «католическим» и чем ревностней защищается это убеждение как священнейшее сокровище души, тем усерднее, конечно, должно оно бороться со всеми другими вероисповеданиями и тем фанатичнее ведутся ужасные религиозные войны, составляющие скорбные страницы в книге истории культуры. Между тем беспристрастная «критика чистого разума» убеждает нас в том, что все эти многообразные формы веры равно ошибочны и неразумны, что они суть продукты поэтического вымысла и традиции, без критики принимаемой на веру. Разумная наука должна их целиком отвергнуть, как порождение суеверия…»