В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
29 августа 1632 года– родился английский философ-просветитель и политический мыслитель Джон Локк.
29 августа 1632 г. в маленьком английском городке Рингтоне начался жизненный путь выдающегося английского мыслителя Джона Локка. С именем Локка связана одна из замечательных страниц в истории философской мысли. Выступив как страстный борец против схоластики, он внес значительный вклад в материалистическую философию. Высоко оценивая его роль в развитии материалистических идей, Ф. Энгельс писал: «В области философии Англия может назвать по крайней мере два крупных имени – Бэкона и Локка».
Главная заслуга Локка заключалась в разработке сенсуалистической теории познания, согласно которой все наше знание имеет в конечном итоге опытное происхождение. Под опытом он понимал воздействие на человека реально существующих предметов окружающего нас мира. Это учение было важным вкладом в борьбу передовой научной мысли против религиозного мировоззрения. А ведь Локк вовсе не считал себя атеистом. Выступая как выразитель классовых интересов буржуазии, он был ярым противником атеизма, вольнодумства и даже требовал лишать избирательных прав тех, кто не разделяет веры в бога. Это сказалось и на его философии, порой непоследовательной, двойственной, ищущей временами компромисса с теологическим учением. Но тем более убедительны материалистические взгляды Локка, направленные против схоластики, богословия, ибо вряд ли кто-либо мог упрекнуть его в предвзятости суждений.
Честность и объективность исследователя заставили его восстать против суеверий, поддерживаемых религией, против веры в чудеса, на которых основывается всякое религиозное учение. Но наибольший вклад в борьбу против религиозного мировоззрения внесла критика Локком учения о врожденных идеях, которое являлось одной из основ средневековой схоластики.
Вопросы о происхождении человеческого знания, о познавательных способностях человека вызывали интерес людей еще в глубокой древности. Многие выдающиеся мыслители прошлого пытались дать ответ на эти вопросы, но, естественно, в силу слабости научного знания они не могли разработать подлинно научную теорию познания. Это явилось причиной неверного, искаженного понимания большинством философов процесса познания окружающего нас мира. Так, еще в Древней Греции крупный философ-идеалист Платон впервые выступил с учением о врожденных идеях.
Согласно Платону, окружающая нас природа является отражением особого мира идей. Душа каждого человека когда-то жила в сверхчувственном мире идей, там она получила необходимые знания. Если же в нашем, земном мире человеку приходится познавать, изучать тот или иной предмет, какое-либо явление, то этот процесс представляет собой просто воспоминание прошлого, того, что душа приобрела раньше. Иначе говоря, все идеи душа черпает от самой себя. Человек, утверждал Платон, рождается уже с готовыми идеями, с готовыми представлениями о вещах и явлениях окружающего нас мира.
Учение о врожденных идеях нашло немало приверженцев среди философов-идеалистов, а также среди богословов. На нем обосновывал свои утверждения о врожденности человеку понятия бога один из первых христианских теологов – блаженный Августин. Это учение получило развитие в философии виднейшего французского мыслителя XVII столетия Рене Декарта, который считал, что чувства дают знание случайного, единичного. Следовательно, они могут вводить разум в заблуждение, а потому следует признать, что только душа может быть источником основополагающих принципов науки.
Выступая против схоластики, Джон Локк подверг уничтожающей критике теорию врожденных идей. Приводя фактический материал, призывая на помощь историю, этнографию, он доказывал, что нет общих принципов, которые бы признавались одновременно всеми народами. А ведь если бы действительно существовали врожденные идеи, то они должны бы быть присущи всему человечеству.
Локк решительно отверг утверждение о том, что все люди от рождения имеют в готовом виде идею бога. Он справедливо отмечал, что «многие не имеют в своей душе четкого и ясного представления о божестве», что «у разных народов идеи бога различны». Это, по его мнению, наиболее убедительное доказательство того, что у людей нет какого-то врожденного понятия о боге. Локк писал, что «богословы так и не добились того, чтобы заставить людей иметь одинаковые и верные идеи о нем. Сколько найдется, если осведомиться, даже среди нас, людей, представляющих себе бога сидящим на небе, в образе человека, и имеющих много других нелепых и неуместных представлений о нем… Поговорите с сельским людом почти любого возраста и с юными людьми почти всякого общественного положения, и вы увидите, что хотя имя бога часто бывает у них на устах, но связанные с этим именем понятия так странны, плоски и жалки, что трудно представить себе, что они были сообщены разумным человеком, а еще труднее, чтобы это были черты, написанные пером самого бога».
Отметая утверждения средневековых схоластов о том, что человеку врождены какие-то идеи и, следовательно, люди могут познавать действительность, не обращаясь к опыту, Локк указывал, что ни один научный принцип не может быть сформулирован до тех пор, пока человек не приобретет простые идеи из чувственного опыта. Всякое познание, по Локку, начинается с опыта. Чувственный опыт – источник всякого знания. «В опыте все наше знание, от него в конце концов оно происходит», – писал он.
Человеческое познание, по учению Локка, начинается с того момента, когда мы сталкиваемся с предметами и явлениями объективной действительности. Мы ощущаем и воспринимаем различные вещи и в результате их воздействия на наши органы чувств образуем идеи о них, которые, с одной стороны, представляют собой чувственный образ, а с другой – логическое понятие. Такими простыми идеями, которые дает нам какое-либо одно чувство, являются идеи света и тьмы, тепла и холода, жесткого и мягкого и т. п. В совокупности они и составляют человеческий опыт. «Простые идеи, – указывал Локк, – не выдумки нашего воображения, но естественные и правильные продукты внешних вещей, реально действующих на нас». Одновременно он указывает, что человек получает простые идеи тогда, когда он получает первое ощущение.
Таким образом, учение Локка прямо противоречило тому, что проповедовали богословы.
Он доказывал, что не существует также врожденных принципов нравственного поведения, как об этом твердили схоласты. Он писал: «Где же эти врожденные принципы справедливости, благочестия, благодарности, правды, целомудрия? Где то всеобщее признание, которое уверяет нас в существовании таких врожденных правил? …Если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни чувствуют угрызения совести из-за того, в чем другие в другом месте поставляют в свою заслугу».
Утверждения о врожденных идеях, по мнению Локка, всегда служили тем, кто пытался в своих корыстных интересах подчинить себе других. «При такой слепой доверчивости, – указывал он, – легче было ими управлять и сделать их полезными… Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и заставлять других на веру принимать за врожденный принцип все, что может служить целям учителя, – это немалая власть человека над человеком». Нетрудно видеть, что эти слова имеют прямое отношение к служителям религии, которые, внушая верующим представление о врожденных идеях, преследовали прежде всего цель подчинения мышления людей своей власти.
Философия Локка была во многом непоследовательной. В ней можно найти немало слабых мест, уступок теологии, которые были впоследствии использованы философами-идеалистами. Но это не может умалить его роли в разоблачении идеалистических и религиозных взглядов, и прежде всего представления о врожденных идеях.