В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
5 октября 1713 года – родился французский писатель, философ-просветитель, материалист Дени Дидро.
Из Дидро хотели сделать богослова, а он стал одним из самых замечательных деятелей французского Просвещения, одним из наиболее последовательных идеологов революционной буржуазии Франции XVIII в., смелым борцом с религией и церковью.
С восьми лет Дидро воспитывался в иезуитском коллеже родного городка Лангр. Через семь лет отец Дидро отправил сына в Париж в католический коллеж Д’Аркур. Дидро окончил коллеж, однако, несмотря на настойчивые требования отца, от духовной карьеры отказался. В 1732 г. в Парижском университете он получил степень магистра искусств.
Под влиянием идей английского материализма (Бэкона, Локка, Гоббса) и особенно Вольтера он порывает с католической верой, постепенно усваивает материалистические взгляды. В своем первом зрелом произведении – «Философских мыслях» (1746 г.) Дидро отвергает католичество, как и любую другую религию откровения, но еще признает религию «естественную» – деизм. Деисты, как известно, считают, что бог, создав мир и его законы, затем уже не вмешивается в дела мира.
Если деистическая точка зрения, как полагает в это время Дидро, может быть оправдана разумом, то никакой разум не может оправдать веры в сверхъестественное. «Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу», – говорит философ в «Прибавлениях к философским мыслям…» Вместе с верой непокорный разум отбрасывает и церковную догматику, и выдумки о чудесах. С неподражаемым остроумием высмеивает Дидро христианские сказки вроде мифа о непорочном зачатии Христа девой Марией, на которую якобы снизошел святой дух в виде голубя. «Философские мысли» были сожжены по решению Парижского парламента в 1746 г.
В 1749 г. Дидро под влиянием глубокого изучения науки и социальной жизни отбрасывает и деизм. В работе «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749 г.) Дидро уже полностью освободился от идеи бога и перешел на позиции материализма, получившего у него наиболее глубокую разработку по сравнению с другими французскими мыслителями XVIII в. В том же 1749 г. философ, этот «мастер богохульствовать против Иисуса Христа и девы Марии», был арестован и заключен в Венсенский замок.
После освобождения из тюрьмы Дидро весь ушел в работу по изданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», мысль о которой возникла у него еще в 1745 г. По словам одного из биографов Дидро, «Энциклопедия» была не только протестом против старой теории (т. е. религиозной идеологии), но и протестом против старой организации общества. Энциклопедисты подвергли критике и религиозную нетерпимость, и фанатизм, и феодальные нравы, порядки и учреждения в стране, и колониальную систему управления. Указом короля от 7 февраля 1752 г. вышедшие два тома (как подрывающие авторитет короля, веру и т. д.) были осуждены на уничтожение. Правда, «Энциклопедия» не перестала выходить, печатание ее было запрещено в 1759 г.
Но Дидро продолжал работу. Тома рассылались подписчикам нелегально. В 1774 г. издание «Энциклопедии» завершилось. И заслуга в этом целиком принадлежала Дидро. Несмотря на то, что к работе над «Энциклопедией» были привлечены такие мыслители, как Даламбер, Вольтер, Руссо, Монтескье, организатором ее и идейным руководителем являлся Дидро.
Помимо антирелигиозных энциклопедических статей («Нетерпимость», «Иезуиты», «Священники» и др.) философ в период подготовки «Энциклопедии» и в последующие годы создал много других глубоко оригинальных атеистических и материалистических произведений: «Разговор Даламбера с Дидро» (1769 г.), «Сон Даламбера» (1769 г.), «Добавление к «Путешествию» Бугенвиля» (1772 г.), «Разговор философа с женой маршала…» (1774 г.), «Монахиня» (1760 г.), «Племянник Рамо» (1762 г.). В них Дидро не только высмеивает «помазанников божьих», но и с философско-материалистической точки зрения опровергает умозрительные догмы католических теоретиков о существовании «скверной машины» – бога, доказывает несовместимость науки и «священного писания», подвергает (вслед за Вольтером) сомнению историчность богочеловека Христа. Смело и с блеском разбивает он нелепый взгляд, – что мораль покоится на религии, подчеркивая, что именно религиозная нетерпимость церковников приводит к порче общественных нравов, порождает произвол. Хотя Дидро и не мог вскрыть социальных причин религии, он хорошо понимал, что борьба с религией и ее идеологами есть борьба с тем обществом, которое их порождает и всячески поддерживает. «Бросив угрожающий взгляд на царя небесного, – писал мыслитель, – они (люди) не замедлят перенести этот взгляд и на царя земного».
Дидро жил и умер как атеист. За несколько дней до смерти его посетил приходский кюре. Он добивался отречения больного философа от материализма и атеизма. Но умирающий мыслитель отверг притязания церкви и остался навсегда образцом несгибаемого борца против всякого гнета, в том числе и религиозного.