В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко родился 9 марта 1814 г. в семье крепостного крестьянина в селе Моринцах, Киевской губернии. С ранних лет он познал и нужду, и тяжкий подневольный труд, и унизительное бесправие. Но существовавшие порядки, всю жестокость которых испытал на себе мальчик-крепостной, не смогли притупить его пытливый ум и вытравить рано проявившиеся способности художника. В груди Шевченко лишь разгоралась жгучая ненависть к угнетателям трудового народа, которые «с калеки сорочку рваную снимают» и услаждают свой слух «перезвоном кандальным».
Хозяин Шевченко, самодур-помещик Энгельгардт, приказывал пороть «комнатного холопа» казачка Тараса за то, что он тайком срисовывал картины, висящие в барских покоях. Тяга же мальчика к рисованию оказалась непреодолимой, Энгельгардт должен был отступить и решил сделать из него собственного, «придворного» художника. В Петербурге он отдал Шевченко на выучку к «ремесленнику от живописи» Ширяеву, который, имея артель маляров, заставлял учеников делать всякую черную работу. Лишь в белые петербургские ночи уходил Шевченко в Летний сад и там срисовывал статуи.
Случайная встреча с Сошенко, преподавателем Академии художеств, изменила жизнь Тараса. Сошенко познакомил талантливого украинского юношу с знаменитыми людьми: художниками Брюлловым и Венециановым, поэтом Жуковским, Вскоре (22 апреля 1838 г.) за 2500 руб. они выкупили у Энгельгардта «ревизскую душу» Шевченко, и помещик подписал ему «вольную». Шевченко стал работать и учиться в Академии художеств, много читал, начал писать стихи.
В мрачные годы николаевской эпохи подлинный народный поэт, видя всюду проявление жестокой реакции, беспросветную темноту и произвол, не мог жить безмятежно. Грозно звучат стихи Шевченко, обличая самодержавно-крепостнический строй.
С большой художественной силой запечатлена крестьянская революция в поэме «Гайдамаки» (1841 г.). В сатирической поэме «Сон» (1844 г.) Шевченко клеймит позором всех притеснителей – и «батюшку-царя», и вельмож, и «пузатое начальство». Немало места в этой поэме уделено и антирелигиозным мотивам. Они, как всегда у Шевченко, вырастают непосредственно из его отношения к социальной несправедливости, оправдываемой и защищаемой земными слугами божьими. Порой в эмоциональных обращениях к «милостивому богу» проявляется его непоследовательность, несвойственная убежденному атеисту. Но довольно часто свое негодование против угнетения трудового народа поэт выражает в виде прямого вызова богу. Все его стихи наполнены глубокой верой в лучшую земную жизнь, в то, что она зависит от самих людей:
Бога нет на небе! Вы под гнетом падаете, А за гробом, люди, Найти рай вы мечтаете… Но рая не будет! Труд напрасный! Образумьтесь! Все на этом свете…
В поэме «Еретик» (1845 г.) Шевченко обрушивается на католическую церковь, во главе которой
…на апостольском престоле Монах откормленный сидит. Людскою кровью он торгует И рай за плату отдает.
Оказывается, в рай попасть очень несложно, замечает Шевченко, нужно лишь купить буллу (письменное обращение папы римского):
Когда без буллы кто умрет, – Тот сгинет в пекле. Кто ж заплатит За буллу вдвое, – режь хоть брата, Всех, кроме папы и попов, И в рай иди – без дальних слов!
Царское правительство было напугано этой страстной обличительной поэзией. В апреле 1847 г. Шевченко арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость. Он был приговорен к ссылке на неопределенный срок рядовым солдатом в оренбургский батальон. Николай I начертал на приговоре: «Под строжайший присмотр, запретить писать и рисовать».
В исключительно тяжелых условиях ссылки поэт продолжал писать стихи и делать зарисовки. Его обыскивали, находили смятые клочки со стихами, отправляли на гауптвахту, сажали в карцер, бросали в тюрьму.
В 1857 г. друзья Шевченко добились его освобождения.
Неволя не могла сломить поэта. Он верил в лучшее будущее, в то, что наступит время, когда люди заживут «без холопа и без пана», и видел только один путь к такому будущему – путь борьбы. По возвращении в Петербург он сближается с революционерами-демократами Чернышевским и Добролюбовым. Его окружают друзья-единомышленники, к которым он стремился всегда.
Накануне отмены крепостного права Шевченко не поддался влиянию либеральных иллюзий и гневно восстает против пустых надежд на получение свободы из рук царя-крепостника:
…Добра не жди, Не жди свободы невеселой – Она заснула: царь Никола Заставил спать. Чтоб разбудить Беднягу, надо поскорее Всем миром обух закалить Да наточить топор острее И вот тогда уже будить.
Это стихотворение – «Я на здоровье не в обиде…» – написано в конце ноября 1858 г. Как оно созвучно призыву вождей революционеров-демократов, провозгласивших клич: «К топору зовите Русь!»
Физически разбитый, больной Шевченко вскоре снова попадает в тюрьму. Теперь уже в Черкассах и Киеве. Один из шляхтичей донес, что при разговоре с крестьянином Садовым и землемером Козловским Шевченко в нежелательном тоне упомянул о христианских святых. В рапорте киевскому губернатору черкасский исправник сообщал об этом: «Показывая Садовому оторванный тут же от липы лист, Шевченко спрашивал его по-малороссийски – кто это дал? И когда отвечал Садовый, что бог, то Шевченко отозвался: дурак ты, веруешь в бога, а затем прибавил, – бог, саваоф, пусть он поцелует… меня (указывая на заднее место), затем назвал божью матерь покрыткою… (покрытками в Малороссии называются те крестьянские девушки, которые до замужества своего потеряли девство и имели детей)…» разнеслись толки, будто Шевченко, кроме богохульства, говорил еще бывшим около него означенным лицам, что не нужно ни царя, ни панов, ни попов. Допрос тянулся несколько недель, но поэта вынуждены были отпустить.
26 февраля 1860 г. великого народного певца не стало. Остались его стихи, светлые, чистые, добрые – обращенные к трудовому люду: непримиримые, язвительные, гневные – к его угнетателям.