В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
30 марта 1746 года – родился испанский художник и гравёр, борец с религией Франсиско Гойя.
«Гордость и слава Испании» – так называют Франсиско Гойю, выдающегося испанского живописца и гравера. Но Гойя принадлежит не только Испании. Его творчество стало достоянием всех народов. Оно служит грозным оружием в борьбе против власть имущих, против насилия и ужасов войны, против мракобесия церковников, суеверий и религиозных предрассудков. Оно служит сегодня и нам в борьбе за преодоление религиозных пережитков в нашей стране.
Гойя жил и творил в трудное время разгула испанской инквизиции. Он работал, ожидая в любой момент расправы инквизиторов. Его яркие полотна, на которых художник отразил суровую правду окружающей действительности, приводили в ярость церковников. Уже в 20-летнем возрасте он впервые столкнулся с инквизиторами и вынужден был спасаться от них бегством из Сарагосы в Мадрид. На закате своей жизни 78-летний живописец вновь должен был бежать от преследования инквизиции во Францию. Он был опасен служителям церкви – церковь боялась его.
В лучших своих работах выдающийся художник выступил как смелый обличитель. В своей замечательной графической сюите «Капричос», в ряде других произведений он беспощадно заклеймил религиозное ханжество, жестокость и лицемерие иезуитов, черные деяния католического духовенства. Атеистические произведения Гойи правдивы, ярки, остры, смелы. В сериях офортов «Бедствия войны», «Тауромахия», «Притчи» художник так или иначе затрагивает религию. Он бичует алчность и корыстолюбие монахов, черные деяния «святых» отцов. Полны сарказма, например, такие яркие произведения Гойи, как рисунок, изображающий толстого монаха, сидящего верхом на крестьянине, карикатура «Искушение святого Антония», и многие другие работы, в которых художник выступает как критик клерикализма. В некоторых работах Гойя выступает не только как талантливый мастер живописи, но и как блестящий сатирик, запечатлевший уродства окружающей его жизни.
Используя лучшие антирелигиозные произведения выдающихся живописцев прошлого в нашей атеистической пропаганде, мы берем на вооружение и замечательные работы Гойи, художника-борца.