В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
15 января 1842 года – родился французский экономист и политический деятель, один из крупных марксистских теоретиков, атеист Поль Лафарг.
Поль Лафарг – друг и ученик Маркса и Энгельса – был одним из выдающихся деятелей фрацузского и международного рабочего движения, талантливым защитником и блестящим пропагандистом марксистского учения.
Франц Меринг отмечал: «Маркс обрел в Лафарге… способного и умелого помощника, верного хранителя его духовного наследства».
Родился Лафарг в 1842 г. в семье французского виноторговца на острове Куба в городе Сант-Яго. В 1851 г. семья вернулась во Францию. Получив среднее образование в Бордо, Поль Лафарг поступил на медицинский факультет Парижского университета. Лафарг очень рано включается в революционную деятельность: уже в 1865 г. он становится одним из видных руководителей студенческого движения, а в 1866 г. входит в состав Генерального совета I Интернационала. Руководитель пролетариев города Бордо во время Парижской коммуны, Лафарг вынужден после падения Коммуны переехать сначала в Испанию, затем в Лондон. Но, где бы он ни находился, он везде и без остатка отдавался революционной борьбе, пропагандируя марксизм, разоблачая анархизм и прудонизм, осуществляя организационные и идейные связи социал-демократических организаций.
В 1880 г. Лафарг возвратился во Францию и возглавил Рабочую партию, программа которой была выработана при содействии Маркса.
Являясь до конца своих дней одним из руководителей Рабочей партии Франции, руководящим деятелем II Интернационала, Лафарг публикует, особенно в 80-е годы, много статей в защиту и развитие марксизма.
Лафарг был воинствующим пролетарским атеистом и посвятил ряд работ разоблачению реакционной роли религии.
Еще в 1865 г. Лафарг выступил на Льежском студенческом конгрессе с большой атеистической речью «Об атеизме, революции и социализме».
В опубликованной в 1866 г. «Энциклике святейшей якобинской церкви, единодержавной и единоипостасной» Лафарг выступает от имени молодежи, которая «начертала на своем знамени ужасные слова: атеизм, революция, социализм», которая «…не хочет никаких богов – ни гипсовых, ни деревянных, ни живых с живой плотью и кровью».
В этой работе, подчеркивая лишь противоположность науки и религии, разума и веры, показывая, что религия приносит вред, Лафарг еще не раскрывает сущности религии.
В дальнейшем, по мере изучения и усвоения марксистских идей, высказывания Лафарга по вопросам религии приобретают более научную форму.
Отстаивая марксистский взгляд на религию как на форму общественного сознания, существование которой определяется специфическими условиями жизни общества, Лафарг подчеркивает необходимость для марксистского исследования вскрывать материальные корни религиозных верований. Все религиозные представления, отмечает Лафарг, сколь бы фантастическими они ни были, представляют собой невероятно искаженное отражение реальных, земных отношений. И эти земные отношения, материальные отношения людей друг к другу и к природе, определяют возникновение, существование, роль религии.
В статье «Эволюция – революция» (1880 г.) Лафарг развивает положения Энгельса о социальной обусловленности религии. «…Когда в обществе, основанном на равенстве, человек будет господствовать над силами производства и обмена, когда вместо того, чтобы бессознательно суетиться, он будет их сознательно направлять, «тогда только исчезнет последняя внешняя сила, которая ныне отражается в религии, и религиозное отражение исчезнет по той простой причине, что нечего будет больше отражать».
В этой же статье Лафарг подчеркивает ограниченность, близорукость буржуазных атеистов, считавших религию выдумкой ловких мошенников.
Религия играет важную роль в эксплуататорском обществе, она нужна правителям. Лафарг в острых статьях, в памфлетах вскрывал социальную функцию религии как опиума народа.
Большое внимание Лафарг уделял проблемам происхождения религии. Этим вопросам посвящены статьи «Происхождение и эволюция понятия души», «Вера в бога», «Миф об Адаме и Еве», «Обрезание, его социальное и религиозное значение», «Миф о непорочном зачатии», «Миф о Прометее». Руководствуясь марксистской методологией, Лафарг считал, что для успешной борьбы с религией необходимо – прежде всего выяснить, «каким образом и почему проникли в человеческую голову, укоренились в ней и развились вера в бога и спиритуалистические воззрения».
В основе понятия бога лежит, по мнению Лафарга, понятие души, которое возникает на ранней стадии развития человеческого общества. Используя большой этнографический материал, Лафарг в статье «Происхождение и эволюция понятия души» стремится объяснить те особенности мышления первобытного человека, которые породили представления о душе.
Представление о душе, по мнению Лафарга, возникает у дикаря как результат его размышлений над сновидениями. Души умерших людей образуют невидимый мир духов. Дикарь считает, что, воздействуя на них, он может оказывать воздействие и на природные явления. Возникает культ как система действий и молитв, адресованных к сверхъестественным существам с целью заручиться их помощью. Здесь возникает жречество. Слабостью взглядов Лафарга на происхождение религиозных верований является то, что он в данном случае отвлекается от социально-экономических факторов, не учитывает то реальное бессилие первобытного человека в борьбе с природой, которое составляет главную причину возникновения религиозных верований.
В этой же статье Лафарг рассматривает возникновение понятия о рае, об аде и представления о душе и загробной жизни у ранних христиан. Понятие о рае возникло из стремления дикарей отправить куда-то подальше от своих поселений души умерших, чтобы они не причиняли ему бед. С возникновением классов изменяется и представление о загробной жизни; возникают представления о рае как вознаграждении за земные страдания и аде как наказании за грехи.
Рассматривая идеологию раннего христианства, Лафарг убедительно показывает, что оно ничего не изобретало заново, что его представления об аде, рае, душе, загробном воздаянии были заимствованы из более ранних религий. Лафарг дает глубокую классовую оценку раннего христианства: «Оно сумело воспринять ненависть неимущих к имущим и успокоить в то же время имущих, отложив до будущей жизни выравнивание несправедливостей судьбы, вознаграждение добродетелей и уравнивание положений и благополучия. Несмотря на свои первоначальные демократические замашки, оно было предохранительным клапаном для имущих классов».
Евангельский рассказ о непорочном зачатии Лафарг сводит к реальным земным отношениям. На большом этнографическом материале Лафарг показывет, что почти у всех народов – в Риме, в Египте, в Финляндии-существовали мифы о непорочном зачатии. Первоначально, считает Лафарг, девственницей, девушкой именовались все женщины, не состоящие в браке, в том числе и родившие внебрачных детей. Эти-то возникшие в древние времена представления об однополом деторождении нашли свое проявление и в мифе о чудесном рождении Христа.
Лафарг в своих статьях и памфлетах беспощадно разоблачал католицизм и Ватикан, союз церкви и капитала, направленный против рабочего класса.
В памфлете «Пий IX в раю» Лафарг вскрывает тесную связь капитала и Ватикана. Карикатурно изображая фигуры небожителей и пресвятой троицы, автор показывает бога-отца выжившим из ума стариком, Иисуса – дураком и фатом, а святого духа – болтуном и трусом.
В памфлете «Религия капитала» Лафарг высмеял попытки напуганных революционным движением капиталистов и их идеологов подновить, подчистить религию. Описывая вымышленный Лондонский конгресс, созванный с целью «сообща изыскать наиболее действенные средства к приостановлению грозного нашествия социалистических идей», Лафарг создает целую галерею сатирических образов.
Один из делегатов конгресса провозглашает нового истинного бога: «Единственная религия, которая в состоянии отвечать потребностям момента, это – религия Капитала. Капитал – реальный бог, вездесущий, проявляющийся во всех формах… Капитал – бог, которого каждый знает, видит, осязает, обоняет, вкушает». И под восторженные вопли присутствующих папский легат в порыве божественного экстаза восклицает: «Сотрем с лица земли все религии прошлого, забудем национальную ненависть, религиозные распри, объединимся душой и сердцем, чтобы сформулировать догматы новой религии, религии Капитала».
В якобы принятом конгрессом «Катехизисе трудящихся» Лафарг с сарказмом показывает мечту всех капиталистов об идеальном рабочем, покорном, смиренном, верующем лишь в могущество Капитала и безропотно несущим свои тяжкие обязанности перед ним.
Раскрывая всю бесчеловечность религии Капитала, Лафарг тем самым подвергает критике и существующие религии, в том числе и христианство, которые также освящают все низости и несправедливости капиталистических порядков. Одновременно Лафарг в острой сатирической манере критикует капиталистический строй и буржуазную мораль.
Атеистические статьи Лафарга, особенно его памфлеты, и в настоящее время остаются острым и действенным средством в борьбе с религией.