В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
5 февраля 1836 года – родился русский литературный критик, публицист, революционный демократ Николай Александрович Добролюбов.
Николай Александрович Добролюбов родился в семье бедного священника в Нижнем Новгороде 5 февраля (24 января) 1836 г. Родители прочили ему духовную карьеру, но уже в семинарии Добролюбов проявляет интерес к философии и естествознанию, разделяя взгляды материалистов на мир и отвергая религиозное миросозерцание. В 1853 г., не окончив последнего курса семинарии, вопреки воле родителей, Добролюбов уезжает в Петербург и поступает на историко-филологический факультет Главного педагогического института. Именно здесь окончательно формируются взгляды Добролюбова. Материалистическая философия Л. Фейербаха кажется ему наиболее соответствующей истине. Добролюбов в это время критически изучает теории утопических социалистов и, разделяя их принципы устройства будущего общества, отвергает, однако, реформу как путь этого переустройства. Вокруг Добролюбова организуется студенческий кружок, который занимается изучением современных философских теорий. Неизгладимый след в сознании Добролюбова оставляют статьи Н. Г. Чернышевского в «Современнике». Летом 1856 г. состоялось их личное знакомство. Чернышевский быстро определил незаурядный талант своего нового друга и в 1857 г., после окончания Добролюбовым института, ставит его во главе литературно-критического отдела «Современника».
Добролюбов становится критической совестью русской литературы. Стремление создать в литературе «партию народа», сделать литературу подлинным учебником жизни, проводником передовых идей, борьба с либералами, с идеалистическими течениями, защита и обоснование критического реализма, гоголевского направления в литературе, развитие материалистической философии – вот многогранное содержание деятельности Добролюбова. Через препоны цензуры он проводил идею революционного переустройства общества. Для нас, отмечал В. И. Ленин, «дорог этот писатель, страстно ждавший восстания против «внутренних турок» – против самодержавного правительства». В просвещении, в разоблачении оков невежества, бесправия Добролюбов видел средство подготовки революции.
Материалистическое мировоззрение Добролюбова было основой его атеистических взглядов. В религии он видел обман народа и разоблачал церковь как прислужницу самодержавия и эксплуататорских классов. Гнет цензуры не давал ему возможности выразить свои взгляды открыто, и Добролюбов прибегает к иносказанию: он разоблачает буддизм и мусульманство, вскрывая в действительности реакционную сущность христианства, православия.
Он показывает земное происхождение религии. Страх перед грозными явлениями природы, невежество древних людей, обожествление ими собственных способностей породили религиозную веру, утверждает он. Вера противоречит науке, закрепощает волю человека, делает из него покорного исполнителя. С особой силой Добролюбов нападает на принцип предопределения, оправдывающий, по сути дела, существующий порядок, где процветают неравенство и несправедливость. «Жрецы из обыкновенных смертных делаются посредниками между божеством и людьми, – писал он, – самовластно распоряжаются свободою боязливых невежд, прикрывая собственный произвол волею богов». Богословы учат видеть в мире заранее предначертанную цель, причем не в самом предмете, а вне его: «дождь идет для того, чтобы трава на земле росла; трава растет затем, чтобы скот мог пастись; скот существует, чтобы человек мог есть его; человек ест для того, чтобы иметь возможность отправлять ту обязанность, к которой призван своим рождением». Богатые существуют для того, продолжает Добролюбов, чтобы помогать бедным; бедные же для того, чтобы быть предметом великодушия богатых. Этот взгляд очень успокоительный: в мире все мило устроено и поставлено на своем месте, «все принимает розовый оттенок, дышит таким удобством и довольством», – саркастически замечает Добролюбов. Такой взгляд неприемлем для русского юношества, он вообще вреден и ложен по самой своей сути, гневно заключает он.
Добролюбов неоднократно подчеркивал связь религии с политической жизнью общества. Религия – явление историческое, утверждал он. Она возникла в обществе и всегда служит угнетателям. В статьях, написанных за границей, Добролюбов указывал на связь церкви с королевской властью: католическая церковь «сделалась не поборницею правды и братской любви, а рабою сильных мира сего, предательницею и обманщицею меньших братьев».
Добролюбов, как и все революционные демократы, остался идеалистом в понимании общественного развития, он не видел социальных корней религии и поэтому часто высказывал мысль, что просвещение является основным средством уничтожения религиозной веры. Историческая заслуга Николая Александровича Добролюбова – в страстной пропаганде научных знаний, в убеждении, что воспитание нового человека связано прежде всего с изменением общественного строя России.
Трудное материальное положение (после смерти отца вся забота о большой семье легла на плечи юноши) и лихорадочная, неутомимая работа подорвали здоровье Добролюбова. Он заболел туберкулезом. Ни лечение в России, ни поездка за границу не помогли. Добролюбов скончался 29 (17) ноября 1861 г.
«Лучшего защитника в нем потерял русский народ», – писал Н. Г. Чернышевский.