В роскошном храме небольшого греческого городка Макаона шел церковный собор. Из разных стран съехались сюда высшие служители христианской церкви. В расшитых золотом одеждах ежедневно шествовали они по улицам города, направляясь на свою представительную ассамблею, а потом по много часов кряду вели бурные дебаты. Богословским спорам, казалось, не будет конца. Понадобилось несколько месяцев, чтобы участники собора с большим трудом как-то разрешили поставленные на нем вопросы. И среди них вопрос: человек ли женщина?
После горячих дебатов большинством в один голос «святые отцы» признали, что женщина… все-таки человек.
Это не выдумка, не фантазия, не литературный домысел, а действительный случай, происшедший четырнадцать столетий назад, один из многих эпизодов, характеризующих отношение религии к женщине. Перелистайте страницы церковной истории, загляните в толстые тома сочинений богословов, послушайте проповеди служителей религии – и вы станете свидетелями неприкрытого презрения к женщине. Религия учит, что уже в момент сотворения человека бог создал женщину как неполноценное существо. В «священных» книгах различных религий по-разному рассказывается о сотворении человека. Но во всех этих рассказах много общего. В одной из библейских легенд о сотворении человека повествуется о том, как бог создал сначала мужчину из праха земного, а затем навёл на него крепкий сон и вытащил одно ребро.
Примерно то же рассказывается об этом событии в мусульманском Коране. Правда, аллах, по верованиям мусульман, посчитал для себя унизительным лично заниматься творением женщины и перепоручил это ангелу Джебраилю.
В доказательство неполноценности женщины христианская церковь использовала также библейскую легенду о грехопадении прародителей человеческих. Согласно этой легенде, первая женщина на земле – Ева ослушалась завета божьего, поддалась искушению дьявола и вкусила плод с запретного «древа познания добра и зла». За это бог сурово наказал Еву, а заодно и всех женщин грядущих поколений, осудив их на пожизненное подчинение мужу, на страдания во время родов.
Страницы Библии пестрят множеством изречений, проникнутых презрением к женщине: «Да будут жены подчинены мужьям, как владыкам, ибо муж есть глава жены…»; «Жена да учится в безмолвии, со всякой покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление».
Вторя Библии, богословы хулили женщину, осыпали ее бранью, подвергали всяческим унижениям. «Женщина, – поучал один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, – ты должна ходить в печали и лохмотьях, с глазами, полными слез раскаяния, чтобы заставить забыть, что погубила человеческий род. Женщина! Ты – врата адовы!» «Женщину содержи в страхе – наказывать не скупись», – обращался к мужчинам другой богослов, Ефрем Сирин.
И другие религии, подобно христианству, учат, что женщина – существо порочное, греховное, низшее по сравнению с мужчиной.
Особенно неприкрыто и откровенно проповедует этот взгляд мусульманская религия. В Коране прямо утверждается, что «женщина – полчеловека». «Священная» книга мусульман наставляет мужей держать своих жен в страхе и даже подвергать их телесному наказанию. «Тех, которые опасны, – советует Коран, – отлучайте от своего ложа, бейте».
Беспредельному унижению подвергает женщину и иудаизм. Она, по иудейскому вероучению, не только источник всех бед на земле, но даже причина смерти людей. В Талмуде в уста женщины вкладывается, например, такое «откровенное признание»: «Мы причина того, что все жители мира приходят сюда (в могилу)». Иудаизм предписывает мужчинам ежедневно повторять в молитве: «Благодарю тебя, господь – бог мой, что ты не сотворил меня женщиной».
Утверждая, что подчиненное, бесправное положение женщины установлено по божьей воле, все богословы твердят в один голос: так было и так будет всегда, во все времена, ибо никому не дано изменить установленное всевышним. Но подобные утверждения – заведомая ложь, сознательное искажение исторических фактов. Женщины не всегда были рабынями. В свое время они занимали равноправное положение с мужчинами, а порой и более высокое. Это было в первобытном обществе. Мужчины, занимавшиеся только охотой, не могли обеспечить достаточных запасов пищи. Женщины собирали ягоды, плоды, коренья, вели домашнее хозяйство. А главное, они были хранительницами огня, который в те далекие времена наши предки добывали с большим трудом. Не случайно женщина была главой рода, пользовалась всеобщим уважением. Кроме того, в соответствии с существовавшими тогда формами брака и родство велось по материнской линии.
Шли годы, изменялась жизнь людей. Человек научился разводить скот. Главную роль в хозяйстве стали занимать скотоводство и земледелие, а вместе с тем первенствующее положение в семье стало принадлежать мужчине. Женщина попала в зависимость от него, стала его рабыней. Это и нашло отражение в религиях, освятивших рабство женщин, которое якобы можно объяснить только божественной волей.
История рассказывает нам об унижении женщины, о ее бесправии в странах, где правит капитал, где религия стоит на страже капитала. Обратимся хотя бы к недавнему прошлому, к положению женщины в дореволюционной России. Женщина подвергалась нещадному угнетению. Она была лишена гражданских прав. На фабриках и заводах ей за одинаковый труд с мужчинами платили гораздо меньше. Самодержавие старалось держать женщин в невежестве и темноте. Перед ними были закрыты пути к образованию. И все это освящалось церковью, которая твердила, что так угодно богу.
Особенно тяжкой была судьба женщины на восточных окраинах России, где господствовала мусульманская религия. Там процветали многоженство, выдача замуж несовершеннолетних. Женщина попадала в рабство к мужчине, который мог обращаться с ней как со скотиной. По мусульманским обычаям, женщина после смерти мужа переходила, как вещь, по наследству к его родственникам.
О поистине страшном положении женщин в мусульманских районах России красноречиво говорят факты. В Узбекистане до революции среди женщин было всего лишь 0,3 процента грамотных, в школах не было ни одной узбечки. В Азербайджане, Туркмении, Таджикистане и Киргизии до революции женщины поголовно были неграмотными. А церковь и муллы твердили, что так угодно богу, Аллаху.
Однако не божественной волей определялось бесправное положение женщин. Советская власть открыла перед ними дороги к образованию, к творческому труду. Женщина стала равноправным членом нашего общества. Законы, которые ставили ее в неравное положение с мужчиной, канули в вечность.
Куда бы ни бросили мы свой взор, всюду видны добрые дела наших соотечественниц, наших современниц, чей труд вливается в труд наших республик. Взгляните в голубое небо, в котором проложены маршруты воздушных лайнеров. Многие из них ведут пилоты-женщины. Мы можем увидеть женщин за штурвалами кораблей. Мы ежедневно читаем в газетах о славном труде женщин – металлургов, машиностроителей. Тысячи женщин работают в сельском хозяйстве, участвуют в борьбе за высокие урожаи. Впервые в истории России перед женщинами открылись пути в науку. Среди научных работников 110 тысяч женщин. Из них более 28 тысяч имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.
Великим подвигом прославила нашу страну первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, русская «чайка», взлетевшая в космос вслед за пятеркой советских космонавтов. В дни, когда космический корабль, пилотируемый Валентиной, бороздил космические просторы, ее имя повторял весь мир. Валентина была первой. Но мы верим, что ее подвиг умножат десятки, сотни советских девушек, которым предстоит прокладывать дороги к звездам.
Российские женщины участвуют в управлении государством. В высшем законодательном органе нашей страны – 390 депутатов – женщины, больше, чем в парламентах всех зарубежных стран, вместе взятых. Более 740 тысяч женщин избрано в Верховные Советы союзных и автономных республик и в местные советы депутатов. Более миллиона женщин за свой героический труд удостоены правительственных наград. Свыше 3 тысяч из них с гордостью носят на груди Золотые Звезды Героев и Героев Труда.
Женщина в нашей стране пользуется всенародным уважением. Мы славим женщин-матерей, дающих жизнь детям, выводящих их на широкую дорогу жизни. Мы славим наших сестер – замечательных людей, женщин – ученых, инженеров, строителей, врачей. Мы славим женщин – верных спутников нашей жизни, идущих вместе со всем народом к светлому будущему.
Источник: http://atheism.su/zhenshhina-i-religiya/ |