В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
27 (14) сентября верующие люди заполняют православные храмы. В этот день торжественным богослужением отмечается праздник воздвижения честного и животворящего креста господня.
Церковное предание гласит, что в 324 г. престарелая мать императора Константина Елена задалась целью разыскать крест, на котором был распят Христос. Она предприняла путешествие в Иерусалим и повелела начать раскопки на горе Голгофе. Под развалинами языческого храма было обнаружено три креста. Но как узнать, на каком из них был распят Иисус! Церковники нашли выход. Они заставили больную женщину приложиться ко всем крестам поочередно, и произошло чудо. Прикоснувшись к одному из них, женщина моментально исцелилась. И всем стало ясно, что это и есть крест, на котором был распят Христос. Он был воздвигнут на возвышенном месте, чтобы его могли видеть массы народа. В ознаменование чудесной находки христианской церковью был установлен праздник воздвижения. Так рассказывает духовенство об истории этого праздника.
Но факты говорят о том, что событие, о котором рассказывают церковники, является вымышленным. Уже сам факт, что Христа как исторической личности не существовало, свидетельствует о том, что не могло быть и его казни, и креста, на котором он был распят. Но если даже предположить, что подобное событие имело место, то и тогда мы столкнемся с фактами, которые говорят о вымысле отцов церкви. Христос не мог быть распят на кресте, так как в Римской империи крест как орудие казни не применялся. Преступников распинали на столбе с перекладиной, имеющем вид буквы «Т». Первые христиане не поклонялись кресту, считая это «безбожной глупостью». Только гораздо позднее он становится священным знаком христианства. И не случайно сказание о воздвижении возникает лишь в конце IV в. В это же время иерусалимская церковь установила праздник воздвижения. Только два столетия спустя он был отнесен к числу главных так называемых двунадесятых праздников.
Для большего эмоционального воздействия на верующих накануне праздника крест, украшенный живыми цветами, выносится на середину храма. Вынос креста сопровождается заунывным пением и печальным перезвоном колоколов.
В крупных храмах, соборах, монастырях вслед за выносом креста посреди храма совершается обряд его воздвижения. Архиерей, архимандрит или старейший священник медленно поднимает, затем опускает почти до самого пола и снова воздвигает крест. Верующие поклоняются ему, а хор поет многократно: «Господи помилуй!» Затем все присутствующие в храме прикладываются к кресту, т. е. целуют его.
Культ креста – это культ страдания, терпения, смирения, самоотвержения. Современные проповедники православия внушают верующим, что «путь креста и самоотвержения – путь смирения и терпения до смерти. Другого пути на небо нет и быть не может». Нетрудно видеть, что эти проповеди обрекают людей на пассивность, покорность судьбе. Они несовместимы с устремлениями нашего народа, созидающего общество будущего.