Особую опасность представляет стремление церкви завладеть сознанием подрастающего поколения. Наша Белгородская область одна из первых в России ввела в учебных заведениях курс «Православная культура», мало чем отличающийся от пропаганды религиозных догм, религиозного толкования многих сторон человеческой жизни, в том числе происхождения жизни и человека.
Передо мной учебное пособие «Православная культура» для 3-го класса. Приведу лишь некоторые выдержки. Вот самое начало пособия. «Из священной истории вы узнали о том, что бог дал людям непростое правило для жизни – послушание. Но дал и помощь его выполнить: чудесные крылья веры в бога и надежды на него». «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит».
Есть и такие задания: «Повтори текст «Рождество богородицы» и скажи, чему училась при храме Дева Мария?», «Нарисуй в тетради рисунок на тему «Введение во храм», «Объясни слова: скиния, жертвенник, святое святых».
Или такое задание: «Прочитай поговорки и ответь на вопросы: «Адам и Ева грех сотворили – рай затворили». А далее вопрос: «Какой грех сотворили Адам и Ева?» Каково, а, для 9-летних малышей?
И это только цветочки. Ягодки в старших классах. Хотелось бы знать, смогли бы осилить взрослые православные подобные задания? И разве это не откровенное насилие церкви над детьми?
Как совместить этот «предмет» с наукой? Можно представить, какой хаос будет посеян в еще не умеющие мыслить самостоятельно на такие темы, младые головы. А размышлять-то и не надо. Необходимо все принимать на веру. Вопросы задавать не следует – таков закон религии.
Значительная часть пособия отведена изучению церковнославянской азбуки. Спрашивается, зачем? Не лучше ли это время уделить русскому языку, становлению красивого почерка, о котором почему-то вообще забыли. Разве плохо, что в свое время в начальных классах был такой предмет, как чистописание?
Если церковь отделена от государства, то как понимать недавние события в г. Белгороде, когда осенью прошлого года в областном центре отмечали 100-летие канонизации святителя Иосафа – епископа Белгородского? В праздничной литургии приняли участие служители церкви многих регионов во главе с патриархом Кириллом, гости с Украины. Но почему власти области, во главе с губернатором Е.С.Савченко, средства массовой информации, их обслуживающие, так активно готовились к этому чисто религиозному событию и активно в нем участвовали?
Для комфортных условий священнослужителей у драматического театра был сооружен специальный шатер.
В дни пребывания духовенства город был поставлен «на уши». Беспрецедентная охрана не только путей следования церковников, но и всей территории аэропорта в связи с прилетом патриарха Кирилла и его свиты. На каждом шагу стояли полицейские или переодетые в гражданское представители спецслужб. Не это ли настоящая, на самом высоком уровне забота о благополучии священнослужителей на Земле? Прихожанам служители церкви обещают райскую жизнь после смерти, сами же туда не спешат. Как же высоко они ценят свои жизни! Или столько нагрешили, что боятся попасть в ад?
Видели бы вы, как коммунальные службы готовились к встрече патриарха! Из-за их последних приготовлений проезжей части, в разгар рабочего дня, мне, как и многим белгородцам, пришлось стоять в бесконечных «пробках».
В течение нескольких часов, пока шла служба, она транслировалась, от начала и до конца, по телевидению с центральной площади Белгорода. Кстати, площадь эта много десятилетий называлась площадью Революции, а несколько лет назад она стала вдруг Соборной, хотя никаких соборов на этом месте не было. Теперь ясно, по чьей инициативе и с чьего согласия такое переименование произошло. Почему литургия проводилась на площади, а не там, где положено – в церквях? Разве их мало в городе и области?
Кто скажет, сколько средств ушло на такое «мероприятие», да и на строительство бесчисленных церквей и – и из чьего кармана? Не из нашего ли? Не лучше ли не провозглашать заботу о сирых и несчастных, а направить эти средства на лечение хотя бы тяжело больных детей и не собирать для этих целей с миру по нитке?
Чтобы быть справедливым, отмечу, что зрелище было впечатляющим. У православия большой опыт играть на обрядности, призванной воздействовать на чувства верующих с целью поддержания и углубления религиозности.
Не могу умолчать и о коммерческой стороне церковного представления. В эти дни шла бойкая торговля, в том числе небольшим, отпечатанным на картоне изображением Иосафа. Как сказала мне одна из тех, кто был на площади, брали за нее 75 рублей.
Вспоминается и еще один эпизод о месте церкви в нашей жизни. Белгородцы знают, какое внимание уделялось подрастающему поколению в советское время. Примером может служить прекрасный дом технического творчества, отданный в распоряжение школьников. Сегодня он занят семинарией, где готовят кадры для церкви. Для белгородских властей, видимо, интересы церкви выше заботы о творчестве юных техников.
Нередко можно услышать: святая Русь, святое Белогорье… Что вкладывают в это понятие церковники, да и власть предержащие, трудно определить. В моем представлении святое – это самое лучшее, самое справедливое, самое чистое, честное, что есть на земле. Но так ли это на самом деле? Знаю, что нет.
В связи с проведением литургии на центральной площади возникает и такой вопрос: почему церкви позволяется в любое время и в любом месте проводить богослужения, совершать шествия, а простым гражданам, чтобы получить разрешение на проведение собраний, митингов или других общественных мероприятий, приходится идти на поклон к властям? И нередко такие обращения заканчиваются отказом под различными надуманными предлогами, а то и без оных.
Для церкви все двери открыты. Показателен такой пример: каждую неделю по областному радио, по распоряжению архиепископа Иоанна, ведется передача «Православный вестник». Сомневаюсь, что эфирное время оплачивает церковь. А кто ведет передачу? Один из сотрудников БГТРК, Виталий Стариков. Для нас же, коммунистов, не нашли и 30 секунд, чтобы передать ПЛАТНОЕ объявление о предстоящем митинге.
Как тут не вспомнить некоторые страницы истории. Еще с момента крещения Руси (988-989 г.г.) христианизация древнерусского общества была вызвана потребностями феодального строя – нужна была соответствующая классовая идеология, способная убедить народные массы в необходимости примирения с социальным гнетом и эксплуатацией человека человеком.
Смирение и покорность народных масс «воле божьей» надежно служили и служат до настоящего времени господствующим классам крепкой опорой.
Православие всегда было на страже благополучия угнетателей. Поэтому и советскую власть церковь встретила враждебно. Деятельность иерархической верхушки духовенства русской православной церкви была направлена на прямое содействие силам внутренней контрреволюции и иностранной интервенции, в их стремлении уничтожить молодую Республику Советов.
В настоящее время, когда после контрреволюционного переворота у нас в стране снова капитализм, лишивший народ принадлежащей ему собственности, церковь, как и в далекие времена, служит власть предержащим, эксплуататорам, защищает их интересы. Не случайно церковнослужители оказались на площадке Путинского «Народного Фронта».
Следует сказать, что КПРФ исходит из принципа свободы совести, в том числе и для членов партии. Воинствующий атеизм недопустим в КПРФ. Но КПРФ борется против превращения религии и церкви в инструмент и средство эксплуатации трудящихся, в механизм государственной машины подавления их интересов.
И последнее: о вере и совести. Вера – убежденность в ком-то, в чем-то. Вера может быть как нерелигиозной, так и религиозной. Вера – убежденность в существовании бога, – то же, что и религия. Христианство – религия, в основе которой лежит культ мифического Иисуса Христа. Бог – по религиозным мистическим представлениям – верховное существо, управляющее миром. Христианство – одна из трех основных мировых религий. Свобода каждого гражданина в том, что он вправе избрать любую религию (это дело его совести), или быть атеистом, то есть верить в законы природы, науку, в светлое будущее человечества – бесклассовое коммунистическое общество. Человечество рано или поздно придет к нему. Другого пути устоять, уцелеть в этом мире, просто не дано.
А еще я верю, что недолго будет бесчинствовать, разорять нашу страну навязанный нам античеловеческий строй – дикий бандитский капитализм. Будет и на нашей улице праздник!
И. Михайлов, г. Белгород