В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Религия возникла в глубокой древности, еще в те времена, когда человек выделился из царства животных. Перед многочисленными и грозными явлениями природы человек сам себе казался бессильным, обреченным на произвол загадочных и непостижимых для него сил.
В дальнейшем, с развитием цивилизации, с расколом общества на противоположные, антагонистические классы, возникли глубокие социальные корни религии. Вместе с силами природы на человека начали давить общественные силы. Они, как и силы природы, отражались в сознании человека извращенно, фантастически. Основой социальных корней религии явились частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком.
Только уничтожение капиталистического строя и ликвидация эксплуатации человека человеком создают благоприятные условия для освобождения человеческого сознания от религиозных верований, предрассудков и суеверий. Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожившая власть помещиков и капиталистов, отделив церковь от государства, обеспечила народу действительную свободу совести. Каждый гражданин получил право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.
Победа социализма в СССР уничтожила эксплуатацию человека человеком, создала морально-политическое единство советского общества, обеспечила господство марксистско-ленинской идеологии, подорвала самые глубокие социальные корни религии. На этом основании большинство граждан СССР освободилось от религиозных верований, предрассудков и суеверий. Вместе с тем нельзя не учитывать того, что имеются и такие граждане, которые, активно участвуя в жизни нашей страны и честно выполняя перед Родиной свой гражданский долг, находятся еще под влиянием различного рода религиозных верований.
Чем объяснить подобное положение? Почему религия так цепко держится в сознании людей? Одной из основных причин живучести религиозных верований является то, что сознание людей в своем развитии отстает от развития материальных условий жизни. Иначе и быть не может. Прежде чем выразить в сознании те или иные материальные изменения, надо, чтобы эти изменения произошли в действительности. Поэтому вначале развивается и изменяется общественное бытие, и затем уже, в зависимости от него, развивается и изменяется общественное сознание.
Сущность происшедших или происходящих материальных изменений не сразу отражается в сознании людей. Это сложный, иногда очень длительный процесс осмысливания, усвоения людьми тех материальных изменений, которые произошли в действительности. Например, теория научного социализма возникла не сразу с появлением капиталистического способа производства и пролетариата. Потребовался длительный период для того, чтобы человеческая мысль сумела правильно понять законы общественного развития, сделать скачок от утопического социализма к научному.
Или возьмем другой пример. Крестьянин-единоличник вступил в колхоз. Его материальное положение изменилось, он порвал с частной собственностью, вступил в область социалистических производственных отношений. Но его психология, мировоззрение не сразу изменились. На какое-то время над ним еще довлеют частнособственнические взгляды, привычки.
В нашей стране за годы советского строя произошли величайшие социально-экономические изменения. Однако у нас до сих пор имеются еще люди, не свободные от предрассудков и суеверий старого общества. Их сознание не вполне еще пришло в соответствии с социалистическим бытием.
4. Религия в значительной мере живет за счет традиции, привычки. Традиция – это страшная консервативная сила, она грузом прошлого давит на людей, держит сознание человека в рамках старых представлений и понятий. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых», – писал К. Маркс. (Соч., т. 8, стр. 119).
Советский социалистический строй не порождает и не воспроизводит религию, она живет за счет минувших веков, за счет некритического повторения ложных представлений прошлого.
Некоторые советские люди отправляют религиозные праздники вовсе не потому, что они имеют внутреннюю религиозную потребность, а по традиции, по унаследованной привычке. «Отцы праздновали и нам велели», – говорят они.
Религиозные обряды, дополненные чтением малопонятных, так называемых «священных книг», иногда травмируют психику человека, уводят его до религиозного экстаза, до самоотрицания. Так, 10 июля 1955 года ученица 7-го класса Пусторадецкой школы Кадуйского района, Вологодской области, Н. Спирина на почве религиозного фанатизма покончила жизнь самоубийством, оставив записку: «Я не жалею, что расстаюсь с жизнью, скоро я увижу господа бога и его мать – пресвятую Марию». Так школьница стала жертвой религиозного дурмана.
Живучесть религиозных верований объясняется отсутствием необходимых знаний, правильного материалистического взгляда на мир. Без знаний нельзя выработать научного мировоззрения, нельзя освободиться от предрассудков и суеверий. Знание – та великая сила, которая вытесняет религиозные верования, указывает пути познания и преобразования мира. Приобретение научных знаний требует воли, упорства, труда, а религия этого не требует, она основана на слепой и покорной вере.
Отсутствие научных знаний дает возможность служителям культа и религиозным проповедникам приобщать людей к вере. Это особенно удается тогда, когда человеку приходится переживать личные трудности. Газета «Комсомольская правда» 24 марта 1957 года опубликовала статью Е. Дулумана «Как я стал атеистом». В этой статье показано, как благородное стремление юноши жить по-настоящему, а не «небо коптить» было использовано служителем культа для того, чтобы привить ему религиозное мировоззрение. Сбитый с толку опытным религиозным пропагандистом, Е. Дулуман поступил вначале в духовную семинарию, а затем и в духовную академию. Религиозный дурман тушил в нем здравый рассудок, пытливость, мысли, отрывал от живой жизни, заводил в тупик предрассудков, суеверий и мистики. Находясь под постоянным религиозным воздействием, Е. Дулуман чуть было не стал религиозным фанатиком. Но потом, взявшись за изучение естествознания и марксистской философии, он освободился от религиозных верований.
Религиозная традиция сильна формами и методами воздействия на сознание человека. В течение многих столетий религиозные организации и служители культа разработали и отточили гибкие и разнообразные формы и методы религиозного воспитания людей. Любое явление действительности религия старается истолковать как проявление «божьей воли», она заполняет сознание человека ложными догмами и мифическими образами. Религия поворачивает человеческую мысль от науки и знания в сторону покорной веры. Поэтому нет другого пути преодоления религиозного мировоззрения, кроме пути науки, знания.
Наука давно установила, что никакого потустороннего мира не было и нет. Земля – одна из планет солнечной системы, она совершает свое движение по объективным законам небесной механики и не нуждается ни в какой божественной силе.
Наука настолько изучила законы Вселенной, что практически поставила вопрос о создании и запуске искусственных спутников Земли. Ныне мир является свидетелем величайшего научно-технического подвига: искусственные спутники Земли, созданные умом и руками советского человека, были успешно запущены.
Это великое достижение советской науки и техники наглядно показывает, что только сам человек, опираясь на знание, может действительно творить чудеса. Наука и практическая человеческая деятельность неуклонно вытесняют религию.
Человек открыл величайшую тайну природы – атомную энергию создал электронные счетные машины, которые по его воле проводят сложнейшие математические вычисления, переводят текст с одного языка на другой. Человек заставил силу воды, пара, газа, электричества служить себе, выполнять огромную по объему и трудности работу.
Таким образом, не религия, а наука помогает человечеству все глубже и глубже познавать объективные законы развития природы и общества, помогает поставить силы природы на службу человеку.
В. ЕЛФИМОВ кандидат философских наук
Вениамин Федорович Елфимов (23.10.1912-07.03.1989) специалист в области философии религии, научного атеизма; кандидат философских наук, доцент.