В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
В конце лета, когда природа начинает постепенно увядать, православные верующие спешат в храм, чтобы отметить праздник успения божией матери. Этот праздник вызывает у верующих противоречивые чувства – грусть и радость. Христиане в этот день грустят оттого, что богоматерь покинула мир и ушла на небо. Но вместе с тем они и радуются, что «в молитвах неусыпающую богородицу… гроб и умерщвление не удержатся», т. е. что богоматерь, по верованию церкви, не осталась во гробе, но воскресла, вознеслась на небо и оттуда с новыми силами и в новом положении уже не скромной девы Марии, а царицы небесной защищает всех чтящих ее память и любящих ее.
Праздник успения обставлен очень торжественно. Он сопровождается обрядом вынесения на середину храма из алтаря изображения богоматери в гробу – плащаницы с последующим чином ее погребения. Но если задаться вопросом, какое действительное событие лежит в основе праздника, то окажется, что успение, как и другие церковные праздники, не имеет под собой никаких исторических оснований.
Сказания о смерти богородицы возникли не раньше чем в первой половине V в. В конце V или в начале VI в. появляется праздник успения. Церковники учат, что после того, как за несколько минут до своей смерти Христос поручил свою мать попечению возлюбленного ученика Иоанна, а последнему сказал: «Се матерь твоя!», Мария в течение 10 лет жила вместе с апостолами в Иерусалиме. Далее она с тем же учеником переехала в город Эфес, путешествовала по разным местам и, наконец, вернулась в Иерусалим.
Бог будто бы предвозвестил ей смерть. К моменту ее кончины все апостолы, которые в то время находились в разных местах, были чудесным образом «по воздуху» на облаках (!) перенесены в Иерусалим к одру умирающей. Отсутствовал только апостол Фома. В момент смерти комнату наполнил особый, неземной свет. В сопровождении ангелов и святых с неба спустился сам Христос, облако осенило тело богоматери и сопровождало его вплоть до места погребения.
Апостолы похоронили богородицу в саду Гефсиманском, возле могил ее родителей. На третий день с опозданием прибыл апостол Фома. Он потребовал показать ему тело умершей, чтобы поклониться ему. Но когда гроб открыли, случилось необычайное: тела богородицы там не было – оно было взято на небо. В тот же день, когда апостолы беседовали между собой об исчезновении тела матери их учителя, они вдруг узрели ее на небе в окружении ангелов и святых.
Нетрудно видеть, что это сказание очень напоминает евангельские мифы о смерти и воскресении Христа. Здесь мы также встречаем и трехдневное пребывание в гробу, и погребение в том же Гефсиманском саду, и вознесение на небо. Единственное, чего не решилась сделать церковь, – это уравнять богородицу с Христом: если Христос, согласно утверждениям церковников, самостоятельно, своей силой воскрес и вознесся на небо, то его «матерь» «была взята» туда. Небесная судьба их тоже очень сходна: Христос сидит «одесную отца», а богоматерь изображается на иконах, особенно в католической церкви, почти как четвертое лицо святой троицы – совсем рядом или слегка пониже престола божья.
Рассказы о смерти и воскресении богоматери фантастичны от начала до конца. Неправдоподобность их настолько очевидна, что церковники в наши дни пытаются истолковывать их по-новому, «в духе времени». В самом деле, можно ли серьезно верить, что человек может летать по воздуху самостоятельно, без помощи каких бы то ни было летательных аппаратов! Хотя служители религии и внушают верующим необходимость веры в чудеса, они все-таки пытаются объяснить эти чудеса, понимая, что современному человеку не так-то просто поверить в эти вымыслы. Рассказывая в день успения о том, как 11 апостолов были на облаке доставлены в Иерусалим к дому богородицы, церковники говорят, что это произошло во время урагана, который подхватил апостолов и перенес их по воздуху. Разве так не могло случиться!
Действительно, в природе бывают такие ураганы, которые способны поднять на воздух тяжелые предметы. Но может ли быть так, что в один прекрасный день ураган разыгрался в разных концах планеты, подхватил только 11 апостолов и все эти вихри были направлены в одну точку! Совершенно ясно, что подобная версия с научной точки зрения не поддается никакой критике. Так же обстоит дело и с другими чудесами, о которых говорят церковники в день успения.
Нередко люди задают вопрос: почему смерть богородицы называется успением!
Церковь разъясняет, что смерти в полном смысле этого слова нет. Человек, мол, не умирает, а засыпает, с тем чтобы рано или поздно пробудиться к вечной жизни. В подтверждение этого догмата церковь ссылается на богоматерь. Таким образом, верующим внушается вреднейшая мысль о том, что помимо земной существует еще загробная жизнь, ради которой они должны отказывать себе в самых необходимых и естественных стремлениях и потребностях на земле. Недаром празднику успения предшествует двухнедельный пост. Церковь тем самым лишний раз подчеркивает, что коль смерти нет и человек только страданиями и лишениями может заслужить загробное блаженство, то мы должны все терпеть, не стремясь к лучшей жизни здесь, на земле.
Поэтому в наши дни, когда все устремления советского народа направлены на построение самого справедливого общества и счастливой, изобильной жизни, идеи успения, так же как и вся идеология религии, противоречат надеждам и чаяниям нашего народа, а потому мешают нашему движению к светлому будущему.