В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Ураза-байрам, или, иначе, ид аль-фитр (праздник перерыва), – это праздник разговения, окончания поста месяца рамадан-уразы. Начинается ураза-байрам вечером 30-го числа рамадана, когда по мусульманскому лунному календарю наступает 1-е число месяца шаваля.
По мусульманскому лунному календарю год насчитывает 354 дня, а не 365 и опережает солнечный год на 11 дней. В високосные годы солнечного календаря, продолжающиеся 366 дней, к в так называемые чрезвычайные лунные годы, когда начальный месяц мусульманского календаря – зу-ль-хиджжа – имеет не 29, а 30 дней, эта разница между лунным и солнечным календарем уменьшается или увеличивается на один день. Поэтому ураза-байрам и другие праздники ислама не имеют постоянной даты по принятому у нас календарю: ежегодно они начинаются на 10-12 дней раньше. Так, в 1967 г. начало праздника ураза-байрам – 1 шаваля – приходится на 2 января, в 1968 г. – на 22 декабря.
В дни этого праздника согласно предписаниям ислама верующие обязаны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказания за его нарушения и уплатить так называемое очищение праздника перерыва – фитр-садака. В прошлом в нашей стране это очищение, или милостыню, обычно взимали в размере 1,5 килограмма пшеницы или ее стоимости. Причем брали его с каждого верующего, даже с новорожденных, родившихся в ночь наступления ураза-байрама. Естественно, что этот праздничный сбор, своего рода подать (взимаемая якобы на благотворительные нужды), был тяжелым бременем для бедняков; мусульманскому же духовенству он приносил значительные доходы. Богословы придумали даже «священные» тексты, якобы обязывающие правоверных вносить очищение. Пророку Мухаммеду, например, приписано с этой целью следующее изречение: «Пост рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни». Ханы и феодалы с помощью мусульманского духовенства взимали на ураза-байрам и другие сборы.
В этот праздник произносятся проповеди, в которых за высшую благодать выдается подрывающий физические и духовные силы человека пост – ураза, внушаются унизительные для человека настроения и мысли. «С того мгновения, как ты (рамадан) имел намерение удалиться, – говорится в таких проповедях, – покой оставил меня, скорбь объяла меня… Среди печали, в которую я погружен, я испускаю жалобные стоны, я проливаю кровавые слезы… несмотря на слабость моего тела, я увидел твой лик с удовольствием и говорю с печалью: «Месяц рамадан, прощай!..»
В Советском Союзе проповедники ислама, пытаясь приспособиться к изменившейся обстановке, распространяют сказки о «демократическом» характере ураза-байрама. Изображая фитр-садака как заботу о бедняках, духовенство на получаемые от этого сбора средства устраивает угощения верующих.
Муллы всячески активизируют свою деятельность на ураза-байрам и под разными предлогами взимают праздничный сбор. В мечетях на ураза-байрам проводятся даже раздельные сборы – среди мужчин и среди женщин. Так, например, в 1961 г. в Баку в мечети Аджар-бек праздничный сбор среди верующих женщин взимала жена муллы, руководившая женскими молениями.
На устраиваемые в дни ураза-байрама богослужения порой сходятся и съезжаются верующие, живущие в далеких селениях или отдаленных кварталах города. В это время проповедники ислама часто организуют массовые моления в различных «святых местах»: у почитаемых гробниц, источников и т.п. Посещение таких мест и участие в устраиваемых в эти дни праздничных пиршествах приводят к прогулам на производстве, на сельскохозяйственных работах. Известны случаи, когда верующие родители на ураза-байрам в течение двух или трех дней не пускают детей в школу, срывая учебные занятия.
Ураза-байрам, как и другие религиозные праздники, не народное и не национальное установление. В нем нет ничего, что возвышало бы человека, давало людям подлинную радость. Ураза-байрам – это пережиток темного прошлого, мешающий прогрессу, строительству новой жизни.