В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Ураза(орудж, саум) – самый продолжительный пост мусульман. Он соблюдается в течение 30 дней мусульманского лунного месяца рамадана (рамазана).
Во время уразы, по учению ислама, верующие должны думать только о боге и его пророках, читать или слушать чтение «священной» книги-Корана и ежедневно с восхода солнца до наступления темноты ничего не есть и не пить, не вдыхать никаких запахов, не курить, не купаться и т. д. Соблюдать столь продолжительный и тяжелый пост, согласно утверждению мусульманских богословов, следует якобы в память о том, что в течение этого месяца бог, Аллах, при посредстве ангела Джебраиля впервые передал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.
В действительности же обычай поститься в месяц рамадан перешел в ислам из древнеарабских культов.
Лето в Аравии, особенно в его конце, тяжелое время года. Запасы продовольствия кончались, а нещадно палящее солнце выжигало подножный корм скота. Этот период получил название «месяц рамадан», от арабского слова «рамад», что означает сильную жару, знойное время. Люди вынуждены были в это время воздерживаться в пище и переносить многие хозяйственные дела на более прохладную часть суток – вечер и ночь. Веря в то, что дождь, а с ним и новое пробуждение природы зависят от злых и добрых духов, от богов, древние арабы устраивали в это время особые моления, просили богов прекратить зной и послать дождь. Только после обращения к духам и богам они приступали к питью и еде. Этим и объясняется особенность мусульманского поста месяца рамадана – его ежедневный перерыв вечером, после молитвы, до утра.
Древние арабы, как и современные мусульмане, пользовались лунным календарем, согласно которому в году насчитывается не 365, а 354 дня. Поэтому, чтобы согласовать свой календарь с периодичностью явлений природы, древние арабы раз в три года вставляли в него дополнительный месяц. Таким образом, месяц рамадан приходился у них всегда на время летнего зноя. Но в исламе обычай вставлять дополнительный месяц был отменен, и тем самым пост месяца рамадана оторван от определившего его возникновение хозяйственного момента: он может приходиться на любое время года. В 1967 г. начало рамадана (и уразы) приходится, например, на 3 декабря, в следующем году – на 22 ноября и т. д.
Во время уразы мусульманское духовенство особенно усиливает проповеди о полной зависимости верующих от бога. В мечетях во время уразы читаются молитвы, в которых внушаются эти рабские чувства. Читаемый в мечетях в дни уразы Коран защищает те же чувства зависимости от бога, а отношения между людьми, основанные на неравенстве и угнетении, выдает за незыблемые, установленные богом.
Исходя из такого характера уразы, эксплуататоры во все времена требовали от верующих ее неукоснительного соблюдения. В Бухаре вплоть до свержения власти эмира особые цензоры нравов – раисы – жестоко наказывали тут же на месте ременной плетью тех, кто в молитвенное время оказывался на улице.
Миллионы трудящихся нашей страны отказались от религии, не соблюдают религиозных обрядов и установлений, в том числе постов. Поэтому, стремясь сохранить свое влияние на тех, кто еще не отошел от ислама, некоторые представители мусульманского духовенства стали учить, что ночные молитвенные бдения во время уразы могут быть упрощены, что для тех, кто работает на производстве, в колхозах, в учреждениях, соблюдать пост не обязательно и т. п. Вместе с тем духовенство пытается зазывать людей на моления во время уразы, особенно молодежь, утверждая, будто бы бог учитывает, что теперь такое время, когда молодым людям не обязательно соблюдать все требования поста.
Все эти уловки и нововведения мулл, конечно, ничего не меняют в насквозь чуждой и враждебной народу сущности уразы, как и других религиозных постов. Ураза никогда не приносила людям пользы, и ей не должно быть места в нашей жизни.