В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Система воспитания должна базироваться на научном мировоззрении
Сергей Иванеев
В последнее время в ведущих мировых СМИ выражается серьезная озабоченность в связи со все более нарастающим потоком мигрантов из мусульманских стран в государства Запада, прежде всего европейские. Причем исповедующие ислам иноземцы стремятся создать свои анклавы, обособиться от коренного немусульманского населения.
Эта тенденция с тревогой отмечается во многих крупных городах Европы, ибо в результате там осложняется социальная ситуация, происходит разделение людей и по национальному, и по религиозному принципу. Данная проблема наверняка вскоре встанет во весь рост и в России, где и без того не все благополучно в межнациональных и межрелигиозных отношениях.
Ведь ориентация немалого числа мусульман на отделение от иноверцев является фактором отчуждения граждан одной страны друг от друга, подрывает потенциал единения на основе прогрессивных принципов дружбы между верующими в разных богов, а также между ними и атеистами.
Потенциальный источник конфликта
В связи с нарастанием межэтнической напряженности, связанной с событиями на Манежной площади в Москве и Невском проспекте в Санкт-Петербурге, где бушевали толпы молодых парней, возмущенных безнаказанным убийством группой северокавказцев русского парня Егора Свиридова, вновь обострилась взаимосвязь религиозной и этнической самоидентификации. Естественно, противостояние славянского, русского населения и мусульман, о котором говорят некоторые российские политики, искусственно и провокационно. Но вместе с тем замалчивать имеющиеся проблемы нельзя.
Мы все должны осознать, что в России массовая религиозность граждан – потенциальный источник конфликта, так как всякая религиозная система как результат антагонистических социальных условий в своем содержании имеет (и сохраняет) недружелюбное, а то и откровенно враждебное отношение к другим религиям. Это отношение, принимая гипертрофированные формы, может экстраполироваться на целые сообщества, находящиеся вне данного религиозного культа, что особенно очевидно, когда в войсковых частях (соединениях) лидеры отрицательной направленности среди военнослужащих по призыву сколачивают группы по национальному и религиозному признаку, используют их в установлении казарменного беспредела. Тогда межнациональный конфликт может приобрести особенно жестокие и фанатичные формы, превращаясь в религиозную войну на полное истребление своего противника и всех иноверцев.
Поэтому со стороны мусульманской общественности звучат голоса о выпуске справочников для призывников – приверженцев ислама об основах веры с указанием прав мусульман-военнослужащих, их религиозных обязанностей, религиозных послаблений в тех или иных случаях. Необходимо отметить, что уже есть «Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами» (сост. С. А. Григорян, С. А. Мельков, А. Н. Перенджиев. М., 2005, 102 стр.), подготовленные в рамках сотрудничества Управления воспитательной работы СВ и Совета муфтиев России при непосредственном участии генерал-майора А. В. Чечетенко и шейха Равиля Гайнутдина. Однако данная брошюра является полезной разве что в ознакомительном плане, но не может квалифицироваться как учебно-методическое пособие. Ведь изложенные в ней пожелания антинаучны, поскольку подготовлены специалистами религиозной организации.
В издании публикуются обращение участников Всероссийского семинара религиозных мусульманских деятелей к военнослужащим-мусульманам, шесть методических рекомендаций, список мусульманских праздников, кухня мусульманских народов, тезаурус, составленный не на основе научного религиоведения (исламоведения), предполагающий отношение к религии как к форме общественного сознания, а с позиции формирования у военнослужащих-мусульман качеств «слуг Аллаха». Показательный пример этого – не научное, а конфессиональное определение религии в тезаурусе: «Религия – это взаимоотношения между богом и человеком».
Данное пособие составлено не на основе научного религиоведения (исламоведения), а с позиции современного «идеологического» богословия и объективно направлено на укрепление позиций ислама в обществе и ВС РФ, а также на защиту этой религии от беспристрастного научного анализа и критики. То есть в соответствии с предписаниями брошюры личный состав необходимо воспитывать в том числе и «опираясь на религиозные убеждения военнослужащих-мусульман, где каждый командир может использовать позитивный материал исламской религии для улучшения морально-психологического климата в подчиненной части».
Общеизвестно, что во всех авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе можно найти сколько угодно призывов как к жертвенности и богобоязненности, так и к насилию и ненависти. Фактически любой проповедник становится лицемером, занимаясь фальсификацией, отбирая «по обстоятельствам» то одну, то противоположную сторону «своего» религиозного учения. Приходится закавычивать слово «своего», потому что на деле его «свое» может быть просто нигилизмом и цинизмом, чем-то и близко не стоящим к какой-нибудь искренней религиозной вере.
Да, главы Корана содержат обширные размышления по поводу смысла и образа жизни мусульман, подают весьма ценные советы, предостерегают от дурного и ориентируют на добрые дела. Хотя вместе с этим возбуждают ненависть к многобожникам, требуют жестокости по отношению к ним, запугивают страшными карами Аллаха. Но ведь время и условия жизни людей определяют нормы их морали. Становление ислама как государственной идеологии требовало не сантиментов, но строгости и даже жестокости, столь обычной для эпохи Средневековья. Вот почему Коран нельзя обвинять в антигуманной направленности, на чем настаивают некоторые авторы. Священные источники других религий в этом смысле не менее антигуманны. Откроем, например, Библию, и там бог в своем наказании карает смертью тысячи своих ослушников (Исх. 32, 35; Втор. 32, 42), советует евреям обобрать египтян (Исх. 3, 22), мстить глаз за глаз и зуб за зуб (Исх. 21, 24), сокрушать святыни иноверцев (Исх. 34, 13) и т. п.
Существенные просчеты
Сегодня уже можно констатировать, что многие сторонники идеи глобального исламского мира стремятся превратить мусульманские общины, проживающие на территории неисламских государств, в инструмент исламизации светских обществ. В этой связи еще более возрастает значение технологий разносторонней интеграции членов исламских общин в жизнь секуляризованных государств, тем более когда, по словам члена научного совета Московского центра Карнеги и востоковеда А. В. Малашенко, «мы наблюдаем несовпадение исламского и российского гражданского векторов идентичности».
В силу тенденции вероисповедной исключительности многие народности Северного Кавказа в настоящее время противопоставляются самой России. Для чего используется идея общекавказского единства, или «Кавказского дома», подчеркиваются особенности менталитета горских народов. Следует отметить: эта далеко не безобидная тенденция активно проявляется путем внедрения в федеральные органы власти, включая правоохранительные, носителей такой идеологии, что в немалой степени способствует подрыву доверия к власти со стороны русской части населения. При малейшей попытке постановки вопроса о проявлениях национализма по отношению к русскому населению это объявляется проявлением русского великодержавного шовинизма.
Силовые структуры России хорошо справляются с задачами упреждения и нейтрализации экспансии исламизма. Достаточно сказать, что ежегодно предотвращаются десятки террористических акций и подавляются многие гнезда вооруженных исламистов. Налицо наши несомненные успехи.
Но вместе с тем существенным недостатком остается то, что мы не всегда знаем о тех социально-мировоззренческих истоках, которые питают современные формы исламского экстремизма, фундаментализма и терроризма. Без знания этих истоков и их вдохновляющей силы допускаются существенные просчеты, которые можно свести к следующим основным факторам социально-мировоззренческой дезориентации. Якобы:
перечисленные реакционные явления не имеют ничего общего с вероучением ислама и его высокоморальными принципами, как убеждает общественное мнение либеральная пропаганда;
эти антигуманные акции есть эпизодические проявления отдельных «хулиганствующих» элементов, фактически использующих ислам как ширму для преследования своих амбициозных целей;
«чистый» или классический ислам не содержит тех противоречащих светской общественной морали принципов, которыми руководствуются современные асоциально-мусульманские элементы;
идеи ислама не хранят в себе никаких антипрогрессивных веяний и находятся в полной гармонии с интересами мира, прогресса и гуманизма;
идеология ислама в целом не может нести ответственность за деяния отдельных «злонамеренных типов», фактически действующих вне русла «религии пророка».
Все современное модернистскоприспособленческое богословие внушает мировой общественности эти идеи. Фактически за ними скрываются цели укрепления позиций ислама в мире, отведения от него критики со стороны прогрессивной общественности.
Мусульманский экстремизм разжигает чувства религиозного фанатизма, исключительности ислама и необходимости утверждения его господства во всем мире. При этом на все лады превозносится Коран как «книга книг», пропагандируется система обучения молодежи на его мировоззренческих основах, внушаются идеи о превосходстве «мусульманской цивилизации» и отделения ее от остального мира. Антиобщественная деятельность мусульманского экстремизма многообразна, но едина: превознести ислам как высшую модель духовной культуры, соответствующей интересам человека и мирового человечества в целом. И для достижения этих целей, считают мусульманские экстремисты, все средства хороши. В том числе и терроризм, который сросся с религиозной мотивацией ислама, претендующего на идеальную модель духовно-мировоззренческих идеалов человечества. Что делать?
В распоряжении Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ РФ от 16 декабря 2008 года №№ 270/27р/1/9789, 38 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» подчеркивается, что экстремизм под прикрытием ислама перешел в ряд явлений, существенно влияющих на криминогенную обстановку в России. Результаты раскрытия террористических актов свидетельствуют о том, что 90 процентов лиц, участвовавших в их подготовке и совершении, имеют прямое отношение к исламистским организациям.
Между тем ныне осуществляется клерикализация армии и флота, в процессе которой нарушаются основополагающие принципы самой концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, требующие в ходе информационно-воспитательной работы формировать у защитников Родины в том числе и научное мировоззрение, моральные нормы и принципы поведения (приложение № 3 к приказу министра обороны РФ 2004 года № 70). Поэтому особенно возрастает актуальность проблемы формирования нравственно-правового сознания военнослужащих-мусульман России.
Вся система воспитания личного состава армии и флота должна базироваться на научном мировоззрении, где уважение к чувствам верующих и толерантность не только не исключаются, но и подчеркиваются. Качества убежденного защитника Отечества можно воспитать лишь с позиции светского миропонимания, то есть не по религиозным мотивам ответственности перед богом и посмертного воздаяния, а по убежденности воина в необходимости выполнения своих гражданских обязанностей безотносительно его личных религиозных убеждений. Это нужно потому, что российское общество является многонациональным и многоконфессиональным.
Важнейшим акцентом при соответствующем воспитании личного состава армии и флота, и в первую очередь военнослужащих-мусульман Российской Федерации, является изучение основ научного исламоведения.
Мусульманское богословие базируется на религиозно-идеалистическом мировоззрении и тенденциозно по существу. Для него священна догма, за пределами которой самая объективная истина считается злом. Поэтому мусульманский богослов (улем) «ведает» ислам в узко очерченных границах, выступая пристрастным исламоборцем. И поскольку слепая апологетика всегда лишена объективного видения объекта, постольку мусульманское богословие ограниченно и не может претендовать на роль научного исламоведения.
Богословские труды предназначены для внутриконфессиональной жизни и не могут считаться каким-либо источником морально-нравственного воспитания российского воина, так как направлены на формирование главным образом качеств «слуг Аллаха». Данное религиозное положение не соответствует принципам научной педагогики, ориентированной на должное воспитание нынешних и будущих поколений воинов, и не может их подменять.
Таким образом, не стоит обольщаться богословской пропагандой, амальгамирующей ислам в армии всевозможными превосходными эпитетами, памятуя, что всякая религия несет в своем содержании возможность стать мощным идеологическим фактором в борьбе реакционных кругов за свои социально-экономические интересы.
Sapienti sat! (лат.) – Для понимающего достаточно!
Сергей Иванеев, кандидат юридических наук, подполковник юстиции запаса, доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», профессор Академии военных наук.