В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Рождество Христово – один из крупнейших праздников христианской религии. Этот праздник отмечается 25 декабря у католиков, 7 января (25 декабря по ст. стилю) у православных верующих. Но спросите у любого из служителей христианской религии, когда же родился Христос, и он не сможет вам ответить. Духовенство не знает ни года, ни месяца, ни дня рождения Иисуса Христа. Да и как оно может это знать, если на самом деле никакого рождения Христа никогда не было!
Но откуда же тогда праздник рождество Христово! Праздник этот имеет свою историю и ведет свое начало от религии древних народов, живших задолго до возникновения христианства.
Рассмотрим внимательнее евангельскую легенду о рождении Христа, и мы увидим, что она является пересказом древних сказаний о рождении языческих богов. Служители христианской религии убеждают верующих, что только их бог, Иисус Христос, родился сверхъестественным путем, в результате непорочного зачатия девы Марии. Но, оказывается, таким образом рождались и другие боги. Подобные сказания о чудесном рождении богов существовали у многих древних народов, когда христианства еще не было. Индийцы, например, верили, что таким же сверхъестественным путем родился их бог Агни, древние египтяне были убеждены, что их богиня Исида непорочно зачала бога Гора. По фригийским сказаниям, так же родился бог Аттис.
В евангельских описаниях рождения Иисуса Христа очень много общего с древними мифами о рождении богов. В евангелии, например, рассказывается о том, что Христос родился в хлеву. А в мифах восточных народов боги Будда, Кришна, Адонис, Авги рождаются в пещерах или в подземельях. Евангельские легенды повествуют о том, что в момент рождения Иисуса Христа на небе появилось светлое облако, а над Вифлеемом остановилась яркая звезда. А в сказаниях о рождении греческого бога Аполлона и персидского бога Митры говорится о том, что их рождение сопровождалось небесным сиянием. Стоит сопоставить христианскую легенду с древними мифами, как мы убедимся, что они во многом сходны. И это не случайно, потому что служители христианства, составляя земную биографию Христа, черпали материал в старинных сказаниях дохристианских религий.
Были у древних народов и свои праздники в честь богов. Некоторые из них отмечались во время декабрьского солнцестояния. 25 декабря праздновался день рождения Адониса, Таммуза, Митры. 6 января в Древней Греции торжественно отмечался праздник рождения бога Диониса, а в Египте – день рождения бога Осириса. Это было время начала весны, когда на полях появлялась первая зелень, надевали свои весенние наряды деревья. Это было время начала весенних сельскохозяйственных работ.
Христианство заимствовало эти древние праздники, связав их с именем Христа. Ранние христиане отмечали 6 января тройной праздник в честь Иисуса Христа: рождество, крещение, богоявление. Только в 354 г. рождество Христово было выделено в самостоятельный праздник. Отмечать его стали 25 декабря. Это тоже было не случайно. Дело в том, что ранним христианам, усиленно внедрявшим свою религию в сознание масс, пришлось вести борьбу с дохристианскими религиями. В Римской империи был широко распространен культ бога солнца Митры, рождение которого отмечалось 25 декабря. Бог Митра пользовался огромным почитанием. На заре христианской религии многие христиане продолжали поклоняться Митре, принимать участие в празднике, посвященном этому богу. Это и послужило основной причиной перенесения празднования рождества Христова на 25 декабря. Таким путем христианское духовенство рассчитывало окончательно вытеснить праздник Митры. Один из ранних христианских богословов откровенно писал: «Как раз 25 декабря язычники справляли праздник рождества солнца и в его честь возжигали огни. В этом празднестве и в его увеселениях принимали участие и христиане. И вот, когда учителя церкви заметили, что христиане прельщаются этим языческим праздником, они приняли меры и перенесли на этот день, 25 декабря, праздник настоящего рождества, а за 6 января они сохранили богоявление».
На Руси рождество стали отмечать с X в., когда христианство проникло на русскую землю. Здесь рождество слилось с древним праздником наших предков – славян святками, который они отмечали в дни зимнего солнцестояния. Это было время, когда подходили к концу зимние работы, начиналась подготовка к весне. В эти дни, по верованиям славян, надо было уберечься от нечистой силы, которая могла якобы принести людям всякие бедствия. Перед святками люди тщательно убирали свои дома, окропляли водой скот. А когда наступал праздник, они собирались семьями за праздничным столом. Наши далекие предки верили, что изобилие на праздничном столе обеспечит им безбедное существование в течение всего года. Много разных обрядов было у древних славян в святочные дни. Широко распространено было колядование, распевание праздничных песен – колядок, которые будто бы приносили благополучие тем, кому эти песни адресованы, хождение ряженых в шкурах животных: люди верили, что благодаря этому они сделаются неузнаваемыми для нечистой силы и смогут избежать ее вредного влияния. Во время святок устраивались различные гадания, с помощью которых люди пытались узнать свою участь, свою судьбу. Все эти обряды продолжали сохраняться у славянских народов и тогда, когда христианство прочно укрепилось на Руси. Пережитки этих обрядов сохранились в праздновании рождества Христова и до наших дней.
Так, заимствовав у древних народов некоторые праздники, служители христианской религии связали их с именем Иисуса Христа, придав празднику рождества Христова свое содержание. Рождество Христово всегда использовалось христианским духовенством для того, чтобы внушать верующим идеи терпения и смирения, покорного ожидания небесного воздаяния. В проповедях церковников в рождественские дни настойчиво проводится мысль о необходимости земных страданий во имя достижения райского блаженства в загробном мире. Такие проповеди уводят людей от действительного, земного счастья, сеют среди них несбыточные иллюзии. Они противоречат коренным интересам трудящихся.