В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Один или несколько раз в году каждый православный храм, каждый приход отмечает свой престольный праздник. Иначе он называется храмовым праздником или просто престолом.
В христианской церкви установилась традиция каждый храм посвящать какому-то определенному святому, празднику или событию церковной жизни. Эта традиция берет начало еще с дохристианских времен. Известно, что в древних религиях существовали храмы, посвященные тому или иному божеству. В них стояли идолы, статуи богов, перед которыми совершались всевозможные моления, жертвоприношения.
Когда возникло христианство, первые приверженцы этой религии, несмотря на веру в «духовность», «вездеприсутствие» бога, стали молиться всевышнему не где попало, а в специальных местах, которые вскоре превратились в храмы. История свидетельствует, что одним из мест, где первые христиане собирались на богослужения, были катакомбы, гробницы христианских мучеников. Постепенно эти катакомбы были названы именами мучеников.
После того как христианство в Римской империи стало официальной религией, началось бурное строительство храмов. Их количество стало значительно превышать число мучеников. Поэтому литургии начали совершаться и на гробницах других святых: апостолов, святителей, преподобных, юродивых. Но их тоже не хватало. Тогда начали совершать службы не на гробницах, а на престолах. Престолом обычно называют квадратный стол, который стоит в центре алтаря напротив так называемых царских врат. По учению церкви, престол – самое священное место в храме: на нем будто бы невидимо присутствует сам бог. Под престолом в особом ящике помещаются уже не целиком мощи святого, а их частица. Обычно храм назывался именем того святого, мощи которого находятся под престолом. Но с течением времени появилась иная практика: церкви стали посвящаться не только святым, но и самому богу, богородице, различным иконам, праздникам и даже событиям церковной жизни. И тот день, когда церковь отмечает праздник или память бога, святого, богородицы или иконы, в честь которых построен храм, считается престольным или храмовым праздником. Это, если так можно выразиться, именины храма.
В православном церковном календаре имеются праздники, которые отмечаются не один, а несколько раз в году. Так, например, николин день отмечается дважды: 19 декабря и 22 мая (н.ст.), а некоторые иконы даже трижды и четырежды в год (Иверская – трижды, Знамение – четыре раза в год). Следовательно, и церкви, престолы которых посвящены святому Николаю или иконе Иверской божьей матери, отмечают установленные в их честь праздники несколько раз в году.
В ряде храмов имеются так называемые приделы, т.е. пристройки под одной общей с храмом крышей, каждая из которых имеет свой алтарь, а следовательно, и свой престольный праздник. К примеру, в московском Богоявленском патриаршем соборе три алтаря: главный и два придела. Таким образом, в одной и той же церкви ежегодно бывает несколько престольных праздников.
Но храмы посвящаются далеко не всем праздникам и святым. Нигде не встречается, скажем, храм, где престолом была бы пасха, очень мало храмов в честь рождества, троицы и других больших праздников. Почему! Потому, что в эти дни церковники и без того пожинают обильную жатву.
Надо сказать, что в России существовали традиционные престольные праздники. Так, в главных, стольных русских городах и крупнейших монастырях соборы, как правило, были успенские (московский Успенский собор в Кремле, владимирский Успенский собор, виленский Успенский собор, Успенские соборы в Троице-Сергиевской, Киево-Печерской и Почаевской лаврах). Очень много было Никольских, ильинских храмов. В дореволюционной России многие толстосумы, жертвуя деньги на строительство храма, стремились тем самым увековечить свое имя. Храм посвящался тому святому, имя которого носил толстосум.
Престольные праздники приносят очень большой вред, в первую очередь это вред идеологический. Они привлекают немало народу. И церковники пользуются случаем, чтобы усилить свои проповеди о бренности земного существования, о загробном мире и т.п. Пышностью, нарочитой торжественностью и театральностью, церковные службы в дни престольных праздников производят сильное эмоциональное воздействие. Они служат одним из средств духовного одурманивания верующих.
Престольные праздники приносят обильный доход церковникам и являются днями, когда весьма усердно в разных формах проповедуется мысль о том, что «рука дающего не оскудеет, а берущего не отсохнет». В то же время они наносят большой ущерб народному хозяйству страны. Ведь сплошь и рядом эти праздники выпадают на страдную пору, когда, по меткому народному определению, «день год кормит». И вот в эти дни немало колхозников бросает работу в полях и по нескольку дней кряду празднует. Факты говорят о том, что материальный ущерб от этих праздников исчисляется сотнями тысяч рублей. Вот почему насущной задачей пропагандистов атеизма является разъяснение истинной сущности престольных праздников, которые наносят большой вред нашим людям, нашему государству.