В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
В IX-X вв. Византийская империя переживала трудное время: извне она подвергалась частым набегам сарацинов, внутри шла острая классовая борьба. Как отвлечь народные массы от социальных проблем, как поддержать авторитет императора Льва VI и православной церкви? И высшее духовенство константинопольской церкви прибегло к испытанному приему – сфабриковало чудо. Оно объявило народу, что во время всенощной во Влахернской церкви Константинополя блаженному Андрею было видение. Он будто бы увидел, как богоматерь шла по воздуху, сопровождаемая ангелами, пророками и апостолами. Внезапно она сняла с себя светлый блестящий омофор (покров, пояс) и распростерла его над молящимся народом. Церковь истолковала то видение как признак особой милости, благоволения и покровительства царицы небесной. Это событие будто бы имело место в 910 г.
Трюк церковников действительно сыграл свою роль. Он помог императору Льву VI удержаться на троне и на время отвлек внимание народа от классовой борьбы. Но вместе с тем чудо грозило скандалом. Многие жители Константинополя недоумевали: почему явления богоматери не видел никто из многочисленного народа, присутствовавшего во Влахернской церкви, не заметили его даже духовные лица! Единственным человеком, кому «благоволила» явиться богоматерь, был юродивый Андрей, склонный к галлюцинациям. По его собственным словам, он побывал живым в раю, ему постоянно чудились бесы…
Поэтому, чувствуя настроения народа и опасаясь неприятностей, духовенство не рискнуло установить праздник покрова в самом Константинополе.
Вместе с христианством на Русь пришла и легенда о влахернском чуде. Именно здесь, в далекой от Византии Руси, лишь через 250 лет после видения блаженного Андрея, был установлен праздник покрова. Вскоре он становится одним из самых чтимых праздников.
Конечно, причину столь быстрого распространения и столь усердного почитания этого праздника следует искать не в вере в чудо покрова, как это пытались и пытаются изобразить идеологи религии.
Покров празднуется 1 октября. Наступало время окончания полевых работ. Многие отцы семейства, работавшие по найму, возвращались домой. В деревнях начинался сезон свадеб. Приходил отдых после тяжелых летних работ. Всеми этими причинами объясняется популярность праздника покрова. Фактически, особенно в сельской местности, это праздник осени, праздник окончания полевых работ, праздник урожая. Крестьяне считали покров началом зимы. «На покров до обеда осень, после обеда зима», – говорили они. Для народа покров не столько религиозный, сколько бытовой праздник. Если спросить современных верующих, в честь чего он установлен, почти никто не сможет толком объяснить истории и сущности этого праздника.
Была и еще одна причина, благодаря которой покров получил широкое распространение: основная идея праздника покрова заключается в вере в непрестанное заступничество и помощь богородицы. Такая идея устраивала церковь, потому что толкала в ее объятия всех жаждущих помощи свыше. Эта идея была нужна эксплуататорским классам, ибо она освящала существующие порядки и звала всех «страждущих и обремененных» искать выхода не в борьбе за лучшее будущее, а в надежде на «покров царицы небесной». Близка она была и угнетенным народным массам, которым неоткуда было ждать помощи, кроме как от матери божьей. В ее заступничество и материнскую любовь веками верили миллионы людей. И эта вера и надежда в значительной степени были тормозом в движении к действительному счастью.