В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Отражение в искусстве идей свободомыслия и атеизма
В народном искусстве, над которым религии так и не удалось установить полного контроля, отразились идеи вольнодумства. В пословицах и поговорках, в сказках народ высмеивал пороки служителей церкви и даже выражал сомнение в действенности обращений за помощью к небу. Антиклерикальные взгляды порой выражали бродячие артисты, клоуны, скоморохи. Народные умельцы создавали произведения прикладного искусства, где в трактовку религиозных сюжетов, особенно связанных с «нечистой силой», чертями, вводились сатирические и гротескные элементы.
В профессиональном искусстве в XV-XVIII вв. антиклерикальные и атеистические тенденции проявляются у художников, выражающих взгляды радикальных слоев буржуазии. В XIX в. главными носителями антирелигиозных мотивов становятся произведения идеологов демократических слоев. Наиболее четкое выражение атеистические мотивы получают с выходом на историческую арену пролетариата и с рождением пролетарского искусства. Усвоение научно-атеистического мировоззрения помогает пролетарскому художнику глубже и правильнее понять смысл общественных явлений, которые становятся объектом его художественного воплощения, что также способствует и успешным поискам впечатляющей художественной формы.
В европейской художественной литературе антицерковные, антиклерикальные идеи получили яркое выражение уже в эпоху Возрождения. Новеллы Дж. Боккаччо, памфлет Эразма Роттердамского «Похвальное слово глупости», сатирический роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» – замечательные примеры произведений этой эпохи, в которых идеологи молодой буржуазии метко, убедительно и беспощадно обличали паразитическую жизнь духовенства, его невежество, страсть к наживе. В XVII в. образцом острой критики религиозного ханжества, конформизма, религиозной морали служат произведения Ж.-Б. Мольера. Великий французский просветитель Вольтер в своих художественных произведениях бичевал церковное мракобесие, вред суеверий, обман верующих духовенством. В XIX в. антирелигиозные идеи получили действенное воплощение в сатирических стихах и поэмах Г. Гейне, Ж. П. Беранже, А. С. Пушкина, в рассказах и повестях Г. де Мопассана, В. Г. Короленко, Шолом Алейхема, Ивана Франко, Марка Твена, в едких сатирических произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в романах Э. Золя, Шарля де Костера. В XX в. атеистическую линию поддерживают корифеи пролетарской литературы Максим Горький, Анри Барбюс, Ярослав Гашек, Владимир Маяковский и др.
В сфере изобразительного искусства произведения, направленные против религии, стали создаваться главным образом в XIX-XX вв. Протест против религиозного мракобесия звучит в офортах великого испанского художника Ф. Гойи, в острой антицерковной карикатуре француза О. Домье. Русские художники-передвижники создали серию атеистических произведений. В таких картинах, как «Крестный ход на пасху», «Дележ наследства в монастыре», «Чаепитие в Мытищах» В. Г. Перова, метко высмеивается жадность, хищничество, тунеядство и лицемерие духовенства. Картины В. В. Пукирева «Неравный брак», Ф. Журавлева «Перед венцом» обличают религиозную мораль, которая превратила женщину в объект сделки. Знаменитые картины И. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Протодьякон» показывают разлагающее влияние религии, рождающей у народа слепой суеверный фанатизм, воинствующее ханжество, рабскую психологию. Картина «Отказ от исповеди перед казнью» выразила непримиримость революционера – защитника интересов народных масс, готового без страха принять казнь во имя торжества своих идеалов, к религии как силе, поддерживающей народных угнетателей и готовой благословить самое черное дело.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции искусство в нашей стране стало важным средством идейного воспитания масс. Произведения большой художественной силы, взволновав эстетическое чувство людей, легко заражают и теми социально-нравственными идеалами, которые воодушевляли творцов этих произведений. Поэтому Коммунистическая партия неоднократно обращала внимание деятелей искусства на важность атеистической пропаганды художественными средствами. Отвечая на призывы партии, видные деятели советского искусства и литературы создали ценные художественные произведения, затрагивающие проблемы религии и атеизма. Значителен вклад в критику религии советской художественной литературы.
В произведениях М. Горького, А. Серафимовича, B. Маяковского с большой силой показана реакционная социальная роль религии как опиума народа и защитницы эксплуататорских порядков. Д. Бедный, Я. Галан, C. Тудор и другие разоблачали контрреволюционную, антисоветскую деятельность религиозных организаций и духовенства.
Деятели советского кино показали отрицательное воздействие религии на жизнь людей в условиях социализма. В центре их внимания покалеченные религиозным фанатизмом судьбы людей, столкновение коммунистического и религиозного взглядов на смысл жизни и назначение человека.
Атеистическое звучание имеют не только произведения, в которых критически изображаются религиозные явления. Большой атеистический смысл заложен и в творениях советского искусства, которые утверждают ценность человеческой жизни, красоту преобразовательной деятельности человека, высокие социальные и моральные идеалы социалистического общества. Искусство, раскрывающее богатство социального бытия человека, активно участвующее в борьбе за улучшение жизни, неизбежно способствует освобождению сознания человека от религиозных предрассудков.