В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Сейчас трудно сказать, кто был изобретателем первого прибора, позволяющего наблюдать предметы в увеличенном виде. Существует легенда о том, что им был голландский оптик Франц Липперсгейм. Это случилось в 1607 году. В 1608 году «голландские трубы» продавались на ярмарке во Франкфурте, а в декабре весть о них достигла Венеции.
Видный деятель Венецианской республики Паоло Сарти сообщил о голландской новинке своему другу профессору астрономии и математики Падуанского университета Галилео Галилею. Ученый не стал ждать, пока ему пришлют готовый прибор. Он произвел необходимые расчеты и принялся за дело. Соединив плоско-выпуклую и плоско-вогнутую линзы, он получил инструмент, увеличивавший в тридцать раз. Это было выдающимся достижением для того времени.
Величайшая историческая заслуга Галилея состоит в том, что, соорудив свою «зрительную трубу», он первый направил ее на звездное небо. То, что он увидел, превзошло самые смелые ожидания, явилось мощным ударом по религиозной космогонии.
«И создал бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды», – утверждает Библия (Бытие, гл. 1, ст. 16). Основываясь на этом месте Библии, богословы утверждали, что Луна светит своим собственным светом и, как тело божественное, обладает идеально шарообразной формой.
А наблюдения Галилея свидетельствовали о совершенно противоположном. Луна, оказывается, имела неровную поверхность, на которой Галилей увидел горы и впадины, трещины и цирки. По отбрасываемой ими тени стало возможным вычислить высоту лунных гор. Кроме того, стало ясно, что Луна не светит собственным светом, а отражает падающие на ее поверхность солнечные лучи.
С помощью своего телескопа Галилей обнаружил далее, что Млечный Путь, который, по религиозным представлениям, является светлой «дорогой в царствие небесное», представляет собой гигантское скопление звезд, настолько удаленных от Земли, что невооруженным глазом они воспринимаются как сплошная белесая полоса. Если в Плеядах невооруженный глаз насчитывал шесть звезд, Галилей обнаружил в них с помощью «зрительной трубы» целых сорок.
Наблюдения Галилея расширяли границы вселенной, ставили под сомнение религиозную сказку о тверди небесной и о Земле, находящейся в центре мира.
Но самое замечательное открытие Галилей сделал в ночь с 7 на 8 января 1609 года. В эту ночь он наблюдал за планетой Юпитер. Неожиданно он обнаружил около Юпитера три неизвестные слабые звездочки. Последующие наблюдения подтвердили смелую догадку Галилея: эти звездочки – спутники Юпитера, его луны.
Открытие спутников Юпитера явилось наглядным свидетельством правоты Коперника, убедительной моделью движения спутников вокруг центрального тела. Вместе с тем это открытие опровергало богословское учение о совершенных небесах, по которым могут двигаться только семь планет, упоминаемые в «священных» книгах (в соответствии со «священным» числом семь).
Наблюдения спутников Юпитера были началом полного крушения христианской космогонии. Вскоре Галилей обнаружил фазы Венеры. Оказалось, что в трубу она выглядит то как полный диск, то как полудиск, то как узкий серп. Это зависело от положения планеты по отношению к Солнцу и наглядно доказывало, что Венера движется не вокруг Земли, а вокруг нашего ослепительного дневного светила. Затем выяснилось, что на «божественном» Солнце имеются пятна…
«Этого не может быть! – кричали богословы. – Труба Галилея обманывает, его открытия – просто оптическая иллюзия!» Эти и подобные им заявления делали в те дни богословы. «Подзорная труба – орудие дьявола, – уверял один из них. – Искушая Христа, сатана показывал ему царства всей вселенной. Наверно, он пользовался для этого подзорной трубой. Значит, открытия Галилея – дьявольское наваждение».
Но Галилей продолжал свои наблюдения. Он сделал важный шаг в познании мира. Недаром в те времена говорили, что если Колумб открыл людям Америку, то Галилей открыл перед их изумленным взором картину всей вселенной. И эта вселенная не была похожа на тот тесный мифический мир, о котором веками твердила религия.
Научное познание, опровергая религиозную догму, подрывало тем самым авторитет «священного» писания.