В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Они являются действенным средством идейного и эмоционального влияния на людей. Значение художественной литературы и искусства в атеистическом воспитании трудно переоценить. Антирелигиозная и антицерковная направленность характерна для многих произведений мировой и отечественной художественной литературы. Наиболее эффективны в атеистической работе те произведения, в которых атеистическая тема является главной. Популярностью у читателей пользуются лучшие художественные атеистические произведения советских писателей В. Маяковского, Д. Бедного, А. Серафимовича, Я. Галана, О. Донченко, В. Тендрякова, В. Беляева, С. Тудора и др.
Герои советской литературы – люди социального активного действия, высоких идейно-нравственных убеждений, те, кто делает выбор в пользу идеалов чести, справедливости, человеческого достоинства, кто способен на бескорыстие. Таковы герои произведений М. Горького, Н. Островского, М. Шолохова, А. Твардовского, О. Гончара, Ч. Айтматова, Ю. Бондарева. Практика показывает, что отдельным верующим, особенно тем, которые болезненно реагируют на любую критику религии, целесообразнее вначале рекомендовать для чтения именно такую художественную литературу. Несмотря на то что в произведениях этих писателей антирелигиозная направленность не является главной, определяющей, все же эта литература может заронить у верующих сомнения в истинности религии.
Столкновение материалистической и религиозной идеологий – одна из основных тем в советской литературе. Эту проблему затрагивали А. Афиногенов, С. Алешин, Д. Гранин, П. Загребельный, Н. Думбадзе и многие другие писатели. Произведения художественной литературы, в которых поднимаются проблемы формирования мировоззрения, успешно используются в атеистической работе, в частности при составлении атеистических устных журналов, в работе университетов атеизма, в передачах радио и телевидения. Атеистические литературные произведения входят в репертуар агиткультбригад и коллективов художественной самодеятельности.
Исключительно велика роль в атеистической работе произведений литературы, в которых рассказывается об отошедших от религии верующих. Рассказ о возникших сомнениях, а затем и о разрыве с религией оказывает большое влияние на верующих: заставляет задуматься над своей жизнью, над церковными проповедями, в конечном счете подсказывает «свой» путь освобождения от веры в бога.
Используя в атеистической работе произведения искусства, необходимо прежде всего вскрывать несостоятельность утверждений церковников, будто бы искусство неразрывно связано с религией, а религия вдохновляет художников, композиторов. Если в истории и была связь религии и искусства, она объясняется историческими причинами, а не единством их сущности.
В искусстве во всех его видах и жанрах имеются произведения антицерковной, антирелигиозной направленности. И. Репин, В. Перов, В. Пукирев, Т. Шевченко, Н. Пимоненко и другие художники создали замечательные картины, разоблачающие религию и церковь. Атеистическая тема нашла отражение в творчестве советских мастеров кисти П. Корина, И. Бродского, Кукрыниксов, А. Дейнеки, М. Дерегуса и многих других.
Произведения изобразительного искусства используются при проведении атеистических вечеров, устных журналов, университетов атеизма. Традиционными становятся тематические выставки атеистических плакатов, репродукций картин, а также экскурсии в художественные, историко-краеведческие музеи, музеи архитектуры, историко-культурные заповедники, мемориальные музеи.
Трудно переоценить значение киноискусства в утверждении научного атеизма. Большим атеистическим воздействием обладают фильмы «Отец Сергий», «Праздник святого Йоргена», «Иванна», «Тучи над Борском».
Антинаучный характер и негативная эмоциональная роль религии раскрываются в научно-популярных и документальных фильмах. Они имеют также большое значение для раскрытия позитивных сторон научного атеизма, атеистического характера социалистического образа жизни. Особого внимания заслуживает документальная трилогия «Троянский конь», «Упыри», «Последняя страница», в которых развенчивается связь униатского духовенства с фашистскими оккупантами, националистическими бандами оуновцев.
Формы и методы использования кино в атеистической работе разнообразны: кинолектории и киновечера на атеистические темы; киностраницы в устных журналах; демонстрация фильмов или кинофрагментов после чтения лекций, проведение занятий в университетах атеизма; атеистическая киномозаика в дискоклубах и дискотеках; вечера-встречи с работниками киноискусства. Хорошо зарекомендовали себя культпоходы на художественные атеистические фильмы с последующим их обсуждением.
Огромны возможности использования музыки в атеистической работе. Музыка используется при проведении устных журналов, тематических вечеров. В последнее время появились смешанные атеистические дископрограммы. Вечера музыки, выступления коллективов художественной самодеятельности, концерты, рассказы о композиторах, использование музыкальных пластинок и магнитофонных записей – все это может служить делу атеистического воспитания.
Задачей атеистической работы является также раскрытие подлинного содержания так называемого религиозного искусства. Русское и западноевропейское искусство дало миру шедевры, связанные с именами Дионисия, Рублева, Врубеля, Васнецова, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэля, Тициана и др. То же самое касается и произведений «церковной музыки», связанной с именами Чайковского, Баха, Моцарта, Генделя и др. Следует показывать, что в произведениях искусства прошлого, которые зачастую имели внешние религиозные наслоения, отражены земные человеческие чувства, прославляются красота и величие любви, могущество и сила человеческого духа и страстей, мужество и скорбь человека. Здесь большое значение имеют тематические вечера, посвященные творчеству художников, композиторов, создавших произведения на религиозные сюжеты, посещение выставок, концертов, прежде всего органной и старинной музыки и т. д.
От умелого использования в атеистической работе произведений литературы и искусства во многом зависит ее результативность.