Татьяна Васильева
На официальном сайте КПРФ опубликован доклад
Г. А. Зюганова «об актуальных вопросах совершенствования
идейно-теоретической работы партии», с которым он выступит в ближайшую
субботу на XIV (октябрьском) пленуме ЦК КПРФ.
В докладе руководитель КПРФ коснулся отношения
партии к религии и церкви, отметив, что «КПРФ выступает против попыток
либерально-олигархического режима превратить Русскую православную
церковь в послушный ему механизм управления страной и обществом». Из
текста доклада явствует, что лидер КПРФ озабочен в данном случае имиджем
РПЦ, которую он, вероятно, хотел бы видеть союзником в борьбе за права
трудящихся. «Для самой церкви пойти на поводу у этих поползновений
означало бы разделить ответственность за разрушительный
социально-экономический курс», – подчеркнул Зюганов.
Дальнейшие рассуждения лидера КПРФ о положительной
роли церкви и религии в жизни общества и в борьбе трудящихся не новы и
не стоили бы внимания, если бы Геннадий Андреевич не привёл в качестве
аргументов цитаты Ленина и Сталина и прямо не заявил, что он в этом
вопросе строго следует ленинскому подходу.
Буржуазные СМИ тут же подхватили эти утверждения
Зюганова, особо подчеркнув, что лидер КПРФ ориентируется в своих
заявлениях на ленинское наследие. Поскольку цитаты, которые использовал
Зюганов, в худших традициях противников Ленина вырваны из контекста, а
его заявления о том, что изложенная позиция руководства партии по
вопросу церкви и религии соответствует позиции Владимира Ильича,
противоречат действительности и здравому смыслу, предлагаем нашим
читателям сравнить выдержки из доклада Зюганова и статьи Ленина
«Социализм и религия», написанной лидером РСДРП в 1905 году.
Настоятельно рекомендуем нашим читателям, какой бы
идеологии и мировоззренческих позиций они ни придерживались, обратиться
ко всей статье В. И. Ленина «Социализм и религия»,
т. к. именно в ней изложен основополагающий подход коммунистов к этому
вопросу, который не имеет ничего общего с подходом современной КПРФ. Без
понимания этого обсуждать тактику взаимоотношений коммунистов и
верующих в современных условиях не имеет смысла.
Итак, слово Г. А. Зюганову и В. И. Ленину.
Зюганов:
КПРФ принимает в свои ряды верующих с одним лишь ограничительным
условием: никакой пропаганды религиозных взглядов внутри партии. Этот
подход был определён Лениным. В
остальном основатель партии предупреждал: противоречие между принятой
человеком научно-материалистической программой партии и его религиозными
взглядами есть его личный вопрос. Оно не подлежит обсуждению.
Ленин:
Религия должна быть объявлена частным делом – этими словами принято
выражать обыкновенно отношение социалистов к религии. Но значение этих
слов надо точно определить, чтобы они не могли вызывать никаких
недоразумений. Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению
к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по
отношению к нашей собственной партии…
По
отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть
частное дело. Партия наша есть союз сознательных, передовых борцов за
освобождение рабочего класса. Такой союз не может и не должен
безразлично относиться к бессознательности, темноте или мракобесничеству
в виде религиозных верований. Мы требуем полного отделения
церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто
идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Но мы
основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против
всякого религиозного одурачения рабочих. Для нас же идейная борьба не
частное, а общепартийное, общепролетарское дело.
Зюганов:
Наша партия считает свободу совести – свободу вероисповедания или
атеизма – гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей.
КПРФ – партия научного коммунизма, а стало быть, научного, но не
воинствующего атеизма. Вот
почему мы восстановили свободу совести для коммунистов. Именно
восстановили, ибо она была в большевистской партии с момента её
рождения. В начале ХХ века Ленин писал: «Мы должны не только
допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в
с.-д. партию». Приём верующих в ВКП(б) прекратился в середине 1930-х
годов. Это было связано с обострением внутрипартийной борьбы. Практика
неприёма верующих в ряды КПСС сохранялась и позже, хотя решений на этот
счёт партия не принимала.
Ленин:
… отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не
запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию? Ответ
на этот вопрос должен разъяснить очень важную разницу в
буржуазно-демократической и социал-демократической постановке вопроса о
религии.
Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение
истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша
пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма; издание
соответственной научной литературы, которую строго запрещала и
преследовала до сих пор самодержавно-крепостническая государственная
власть, должно составить теперь одну из отраслей нашей партийной работы.
Зюганов:
КПРФ считает, что главный вопрос жизни современной России – это
преодоление социального раскола российского общества на богатых и
бедных, достижение социальной справедливости. В решении этого вопроса
коммунисты и верующие могут действовать заодно – доступными и присущими
им средствами…
Мы также считаем, что коммунисты
и верующие могут быть заодно в противостоянии бездуховности и
безнравственности, которые угрожают всему нашему многонациональному
народу. Оскорбление православных святынь, как и других святынь
русского и всех народов России, КПРФ оценивает как унижение, как
оскорбление исторической памяти. Точно так же мы воспринимаем
осквернение символов и святынь великой советской эпохи.
Ленин:
Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанной на бесконечном
угнетении и огрубении рабочих масс, можно чисто проповедническим путем
рассеять религиозные предрассудки. Было
бы буржуазной ограниченностью забывать о том, что гнет религии над
человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри
общества. Никакими книжками и никакой проповедью нельзя
просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба
против темных сил капитализма. Единство этой действительно революционной
борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем
единство мнений пролетариев о рае на небе.
Вот
почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем
атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям,
сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей
партией. Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем, бороться с
непоследовательностью каких-нибудь «христиан» для нас необходимо,
но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на
первое место, отнюдь ему не принадлежащее, чтобы следовало допускать
раздробление сил действительно революционной, экономической и
политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро
теряющих всякое политическое значение, быстро выбрасываемых в кладовую
для хлама самым ходом экономического развития.
Зюганов: В нашей партии вызрело убеждение, что в советской цивилизации будущего отношения государства трудящихся и церкви будут построены по принципу уважительного мирного сосуществования.
Православная церковь и другие конфессии России будут выполнять
предписанную им историей роль: помогать людям жить в мире и дружбе, жить
по этическим нормам той веры, которую они исповедуют.
Ленин:
Революционный пролетариат добьется того, чтобы религия стала
действительно частным делом для государства. И в этом, очищенном от
средневековой плесени, политическом строе пролетариат
поведет широкую, открытую борьбу за устранение экономического рабства,
истинного источника религиозного одурачения человечества.
Источник: http://comstol.info/2012/10/politika/4958 |