В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Курбан-байрам, или, иначе, ид аль-адха, – ежегодный мусульманский праздник жертвоприношения. Как и другие праздники ислама, он приурочен к определенным числам мусульманского лунного календаря, и потому постоянной даты по принятому у нас календарю не имеет: в 1967 г. его начало приходится на 22 марта, в 1968 г. – на 9 марта.
Своими корнями курбан-байрам уходит в далекие доисламские времена. Он заимствован исламом из религий древних арабов. Не понимая законов природы, но завися от них, древние арабы верили, что приношением жертв богам они умилостивят их и обеспечат хороший приплод скота, урожай злаков и финиковых пальм. Время жертвоприношений они приурочивали к определенному хозяйственному моменту, к осени, перед сбором урожая. С помощью заинтересованного в жертвоприношениях жречества этот обычай был закреплен и развит в виде ежегодно совершавшегося праздника жертв.
К VII в. н., времени возникновения ислама, этот праздник наиболее торжественно справлялся в городе Мекке и его окрестностях. Во время него здесь устраивалась пышная ярмарка и происходило паломничество (хаджж) к святилищу Каабе.
Заимствовав этот праздник и обычай паломничества из древнеарабского многобожного культа, ислам приспособил его к интересам феодального государства арабских халифов. Причем обычай жертвоприношения был объявлен проповедниками ислама как обязательный во всех местах, где живут мусульмане.
С введением мусульманского лунного календаря курбан-байрам был оторван от определившего его возникновение хозяйственного момента. С течением времени это дало возможность мусульманскому духовенству по-новому истолковать и возникновение праздника, связав его с мифом о жертвоприношении Ибрахима, заимствованным из Библии, где рассказывается о том, как праотец Авраам (Ибрахим) пытается принести в жертву богу своего сына Исаака (в исламе – Исмаила), но ангел удерживает руку Авраама. В исламе этот миф символизировал переход от человеческих жертвоприношений к принесению в жертву богам животных.
Требуя от верующих соблюдения курбан-байрама, как и других обрядов и обычаев ислама, духовенство сулит им прелести рая или угрожает муками ада. Согласно шариату, заколотая в этот праздник овца или коза приносит искупление от грехов одному человеку, корова или бык – семи, а верблюд – десяти. Причем жертвенное животное должно быть однолеткой и не иметь физических недостатков, ибо «из каждой капли крови жертвенного животного, – говорится в мусульманском предании, – бог сотворит одну гурию (райскую деву)…» Попасть в рай, согласно мусульманскому преданию, можно лишь перейдя через Сират (перекинутый над адом мост, который тоньше женского волоса и острее лезвия меча). Тот, кто заколол на курбан-байрам баранов, коров, верблюдов, найдет их у Сирата и благополучно переедет его на них. Тот же, кто не закалывал жертв, не имея на чем переехать через мост, не удержится на нем и попадет в ад. Эта сказка также намного старше ислама. Она взята из зороастризма – религии Древнего Ирана, – где басня о Сирате, называвшемся там «Чинват», служила жрецам для запугивания верующих муками ада.
В Советском Союзе, где с каждым годом приверженцев религии становится все меньше и меньше, муллы стали учить, что, мол, не обязательно резать на курбан-байрам скот, можно обойтись денежным взносом мулле и каким-либо мясным блюдом… Такое приспособление к новым условиям выдается даже за некую особую заботу о верующих. Но и теперь их не перестают запугивать басней о мосте Сирате.
Сказка о награде в раю за жертвоприношение или денежные подношения муллам антинаучна и глубоко враждебна передовому мировоззрению советского человека. Людям внушается ложная мысль, будто не они сами творцы своего счастья, не благородный созидательный труд обеспечит им и их потомкам хорошую, светлую жизнь, а произвол некой «потусторонней» силы, которую можно склонить на свою сторону «жертвой» – бараном или деньгами. Словом, приноси «жертву» и прозябай в ожидании «райской награды».
Однако и теперь еще в ряде мест на курбан-байрам забивается немало лучшего скота, что несомненно наносит хозяйственный ущерб. А устраиваемые в эти дни пиршества приводят к разгулу, невыходу на работу.
В мусульманском курбан-байраме нет ничего народного, ничего, что не противостояло бы жизнерадостным принципам советского человека и его революционным традициям.