«Религия есть опиум народа». Всего четыре слова, но как правдиво и
образно передана в них самая суть религии! Сказал это Карл Маркс.
Вспомним, что представляет собой опиум. Это наркотик,
применяемый в медицине как болеутоляющее средство. Однако утоляет он
боль только на время, после чего та вновь, подчас с большей силой, дает о
себе знать.
В некоторых странах Азии и Африки, особенно в колониях и
полуколониях, издавна распространено курение опиума. Он дурманит голову,
опьяняет. Благодаря ему какой-нибудь горемыка-труженик на короткое
время может забыться от превратностей своей горестной судьбы, перестать
чувствовать боль постоянных унижений и погрузиться в радужные мечтания,
которые его развеселят, по телу разольется ощущение довольства и тепла.
Но вот действию опиума приходит конец, и человек возвращается к
действительности. Здесь-то и сказывается все коварство наркотика:
человек возвращается после него другим. Опиум оставляет в организме
червоточину, которая начинает его разрушать. И без того безрадостная
жизнь теперь кажется человеку еще более мрачной и отталкивающей. Ему
хочется бежать от нее. Но куда? И он снова хочет забыться в том же
коротком и обманчивом опьянении. Влечение к употреблению опиума
постепенно перерастает в неодолимую потребность, делает человека
наркоманом. Пагубная страсть расслабляет его волю, делает равнодушным ко
всему окружающему, заставляет забывать о борьбе за достойную
человеческую жизнь. Сам он уже не живет, а уподобляется рабочему скоту,
который можно беззастенчиво эксплуатировать. Ради щепотки опиума он
готов выполнять какую угодно работу, отдать за нее последние гроши,
оставить свою семью без куска хлеба.
А теперь сравним действие опиума с действием религии на
трудящегося человека в эксплуататорском обществе. Чего ищет
горемыка-труженик в религии? Утешения, забвения от своих несчастий.
Религия тоже дурманит сознание. Недаром В. И. Ленин назвал ее духовной
сивухой. И здесь мы видим тот же самообман, стремление человека хоть на
время уйти от мира земного. У религии свои приманки: она соблазняет
людей бессмертием на «том свете», привольной жизнью в раю, всякого рода
чудесами. Оторвавшись от своих религиозных мечтаний и посмотрев на
реальную действительность, забитый и угнетенный труженик находит ее еще
более непривлекательной. Ему хочется бежать от нее. Но куда? По
проторенной дорожке он снова уходит своими мыслями и чувствами в область
религии, чтобы забыться. Одурманенный религией, как опиумом, человек
становится равнодушным к делам общества, уходит в сторону от борьбы за
лучшую жизнь на земле, за справедливое общественное устройство. А это и
нужно эксплуататорам. Назвав религию опиумом народа, Маркс призывал
бороться с ней во имя установления мира и счастья на земле для всех
трудящихся.
«Капитал, вооруженный всеми
достижениями современной техники, рыская по всему миру в погоне за
барышом, не отвергает, как бы дряхлы они ни были, он их переряжает и
приспосабливает к своим нуждам» – П. Лафарг, французский экономист и политический деятель.
«Капитал готов принять какую
угодно веру и принимает её: христианскую, еврейскую, магометанскую, –
только бы спасти своё богатство только бы сохранить свою власть» – Е. М. Ярославский, российский революционер.
Книга юного атеиста, 1970 г.
Источник: http://south-worker.com/chto-ishhet-trudyashhijsya-v-religii/ |