В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Атеистические идеи древнего мира наиболее отчетливо выявляются в античной Греции и Риме (VI в. до н.э.-II в. н.э.). Здесь общество развивалось более динамично, чем на Востоке; хозяйственная деятельность менее зависела от капризов природы. Античная религия не имела разработанной догматики, священных книг (хотя представления греков о сверхъестественных силах были зафиксированы в поэмах Гомера и Гесиода). Роль жречества была невелика, оно не превратилось в особую касту, которая следила бы за неуклонным исполнением религиозных обрядов. Кроме того, полисное устройство Греции, республиканский строй в Риме создавали определенные возможности развития свободных граждан. И поэтому в античном обществе было больше условий для формирования атеистических идей. Для ряда передовых представителей этого общества характерен открытый атеизм. Однако относительная свобода, существовавшая в условиях рабовладельческой демократии, не исключала борьбы правящих слоев против тех, кто отрицал богов или сомневался в них. Критика религии и тогда требовала большого мужества. Атеистов предавали суду, преследовали, выселяли за пределы государства. К смертной казни за атеистические высказывания был приговорен Анаксагор.
Античный материализм и атеизм поставили много важных проблем, нашедших более полное решение в последующие эпохи: о единстве мира, его вечности и бесконечности, о происхождении, социальной функции религии, об освобождении внутреннего мира человека от религии. Эволюция атеизма античности шла от «внешнего» к «внутреннему»: от освобождения природы и человека как части природы от власти сверхъестественных сил к освобождению духовного мира человека, которое провозгласили Эпикур и Лукреций.
Роль учения о материальном первоначале в обосновании атеистических идей
В основе опровержения религиозной мифологии у античных атеистов лежит учение о материальном первоначале мира, которое позволило им прийти к выводам, противоположным религиозным взглядам о происхождении мира и человека. Мир развивается по естественным законам – эта атеистическая идея содержалась уже в философских учениях первых греческих философов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, а также Гераклита Эфесского, живших в эпоху становления древнегреческой демократии (VI в. до н.э.) Мир представляет собою не что иное, как видоизменения единого материального первоначала, существующего вечно и независимо от богов, будь то вода, воздух, неопределенная материя (апейрон) или огонь.
Большую роль в развитии античного атеизма сыграло атомистическое учение, разработанное Демокритом (V в. до н.э.), развитое Эпикуром (341-270), а затем Титом Лукрецием Каром (ок. 99-55). Атеистическая направленность атомизма была подмечена Гегелем, считавшим, что атомистика противопоставляет себя представлению о сотворении мира и сохранении мира силою высшего существа. Атомы, согласно Демокриту, это первоначало, мира, огромное количество их вечно движется в пустоте, непрерывно рождая и разрушая бесчисленные вещи вплоть до миров, подобных нашему. Выводом из атомистического учения была атеистическая идея вечности и бесконечности мира, бесчисленного количества миров, которая исключала существование богов, стоящих над природой и человеком. Учение Демокрита о строгой причинной обусловленности и необходимости явлений в природе опровергало представления о произволе богов, о сверхъестественных чудесах. Демокрит выступил и прочив мифологических представлений о душе, считая, что душа состоит из атомов, распадающихся с разрушением тела.
Более высокой ступенью в развитии античного атомизма было учение Эпикура. Опираясь на атомизм Демокрита, Эпикур отстаивал идею бесконечности и вечности мира: «…миры безграничны [по числу] как похожие на этот [наш мир], так и непохожие… нет ничего, что препятствовало бы [признанию] безграничного числа миров» У него представления об атомах в некоторых моментах отличаются от идей Демокрита. Если последний считал, что атомы движутся в пустоте в силу необходимости, носящей фатальный характер, и не обладают способностью к отклонению, то у Эпикура атомы могут отклоняться от пути, заданного необходимостью, двигаться по кривым. Это была попытка найти внутренний источник движения материального первоначала и, следовательно, преодолеть ограниченность демокритовского детерминизма.
Учение Эпикура о существовании материального первоначала имело большое значение для дальнейшего развития материализма также потому, что оно было направлено против идеалистических учений о первопричине мира («мир идей» Платона, «первый двигатель» Аристотеля), поддерживавших религиозные представления.
В Риме учение Эпикура об атомах было развито Лукрецием. Причину мира Лукреций видит в нем самом: «Из материи все возрастает своей и живет ей». Он отвергает представление о творце мира: «Из ничего не творится ничто по божественной воле». Вселенная, согласно Лукрецию, безгранична, не имеет пределов. За границами реального мира могут существовать лишь бесчисленные иные миры, состоящие из тех же самых атомов.
Таким образом, в материалистической философии греков и римлян нашли выражение атеистические идеи вечности и бесконечности мира, тезис о порождении мира из него самого, которые подрывали представления о мире как порождении богов.