Украинский атеистический сайт Суббота, 16.11.2024, 11:23
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Эксклюзив [41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
Публицистика [164]
Атеистическая публицистика
Законодательные акты [4]
Законы, относящиеся к свободе совести
Великие люди - атеисты [82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.

Наш опрос
Назовите самую эффективную форму атеистической пропаганды:
Всего ответов: 574

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Статьи » Публицистика

Атеистическое воспитание детей
От редакции:

В условиях агрессивной церковной экспансии во все сферы современного общества все большую актуальность приобретает активная гражданская позиция атеистов. От каждого из нас зависит будущее страны! Для всех тех, кто не желает мириться с воинствующим мракобесием, мы предлагаем советскую памятку «Атеистическое воспитание детей».

Этот текст был написан в других исторических условиях, однако содержит много полезной информации, в том числе конкретные советы, которые можно применять и сегодня. Поэтому данная памятка будет интересна для молодых родителей, старших в семье братьев и сестер, прогрессивных педагогов, журналистов, пишущих на детскую тематику, да и всех атеистов, готовых бороться за умы подрастающего поколения.

За годы Советской власти население нашей страны в основном освободилось от влияния религии и церкви во многом в результате широкого атеистического воспитания. Однако, в настоящее время существует несколько причин, вызывающих необходимость усиления атеистического воспитания подрастающего поколения.

Первая связана с обострением в современном мире идеологической борьбы, в которой империалистические силы используют религию, оказывающую влияние на молодежь.

Вторая причина заключается во взаимоотношениях религии и современного общества. Церковь не выступает сейчас открыто против науки, образования, обучения.

Наоборот, религиозные организации пытаются использовать в своих целях возрастание образовательного уровня населения, воспитать новый тип верующего, умеющего отстаивать свои религиозные убеждения.

Религиозные деятели называют церковь важнейшим социальным институтом, который должен осуществлять воспитание подрастающего поколения, так как, по их мнению, современная религия учит добру, правде, справедливости.

Третья причина актуальности этой проблемы – достаточно высокий процент верующих в отдельных регионах нашей страны и в сельской местности. Особую тревогу вызывает большая приверженность к религии женского населения. Позиция матери по отношению к религии, активность верующей бабушки или родственницы оказывают прямое влияние на воспитание детей.

Когда следует начинать атеистическое воспитание? Н. К. Крупская считала, что «...антирелигиозная пропаганда должна начинаться очень рано, еще в дошкольном возрасте, потому что эти вопросы (религии – Ред.) очень рано начинают интересовать теперь детей». Она предостерегала от упрощенного понимания антирелигиозной пропаганды. Если ребенок не носит крестика, не посещает церковь, то это не значит, что он растет атеистом. Из него может вырасти «безбожник», но не атеист.

Чтобы стать атеистом, необходимо выработать самостоятельные позиции по многим вопросам. Выработка этих позиций закладывается уже в дошкольном возрасте. Важно, чтобы требования детского сада и семьи были едины.

Родители должны иметь возможность получить в детском саду квалифицированные советы по атеистическому воспитанию дошкольника в семье.

Формы работы могут быть различными: можно провести родительское собрание на тему «Атеистическое воспитание дошкольников» (необходимый материал желательно поместить до собрания на пригрупповой стенд, в папки-передвижки), организуются также консультации, индивидуальные беседы с родителями и т.д.

Групповое родительское собрание на тему «Атеистическое воспитание дошкольников»

План подготовки и проведения собрания

1. Посещение семьи. Цель: выяснение условий атеистического воспитания в семье.

2. Оформление пригруппового стенда на тему «Оберегайте детей от религиозного влияния».

3. Оформление папки-передвижки.

4. Составление памятки для родителей на атеистическую тему. Примерные вопросы при посещении семьи.

1. Проявляет ли ваш ребенок интерес к религиозным праздникам, культовым сооружениям и обрядам? Как вы отвечаете на его вопросы?

2. Есть ли в вашем доме верующие? Влияют ли они на ребенка? Как вы к этому относитесь?

3. Считаете ли вы необходимым начинать атеистическое воспитание в дошкольном возрасте?

Примерный текст выступления педагога:

«Несмотря на то что основное население нашей страны не верит в бога, проблема формирования устойчивых атеистических взглядов на сегодняшний день является весьма актуальной.

Причиной возникновения религиозных представлений является незнание человеком законов развития окружающего мира, прежде всего природы. Как подчеркивал В. И. Ленин, «бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п.».

Незнание законов развития окружающего мира, непонимание многих скрытых явлений приводит к тому, что у детей, особенно дошкольного возраста, могут легко сформироваться неправильные представления об окружающем, развиться суеверие, страх перед темнотой, грозой, электричеством и т.п.

Иногда дошкольники вместе с родителями посещают церковь.

Например, Ира (6 лет 7 мес.) рассказывает: «Меня мама крестила. Так бабушка велела. У нее иконы в шкафу спрятаны», а Наташа (6 лет 9 мес.) добавляет: «Меня бабушка водила в церковь, она носила туда кулич. Там красиво. А мама в церковь не ходит».

Основной путь атеистического воспитания дошкольника – формирование у него предпосылок материалистического миропонимания.

Атеистическое воздействие знаний, раскрывающее перед детьми законы развития и существования мира природы, является предпосылкой для воспитания у них материалистического взгляда на окружающее и отрицания религиозных предрассудков.

Задача родителей – помочь ребенку разобраться в незнакомом или непонятном ему явлении, обратить внимание на объективные причины и связи его существования.

Например, в семье отец или старший брат-школьник знакомят ребенка 5-7 лет с некоторыми физическими явлениями (воздух и его свойства; вода и ее свойства; лед, пар; магнит и его свойства; электричество); с условиями и этапами развития живого организма (развитие лягушки из икры; условия благополучного роста и цветения растения и др.)

Дошкольников знакомят с теми явлениями природы, которые встречаются в быту и интересуют их. Игры, простые опыты, элементарное экспериментирование – основные методы ознакомления детей дошкольного возраста с законами природы.

Они влияют на формирование материалистического мировоззрения детей. Многие взрослые убеждены, что этого достаточно для того, чтобы воспитать атеиста.

В религиозной пропаганде большое место занимает обсуждение проблем нравственного воспитания.

Церковь утверждает, что вне веры в бога нет истинной морали и только религия способна воспитать людей высоконравственными. Но нравственность – явление социальное, развивающееся вместе с человеком под влиянием воспитания и социальной среды.

Этические нормы, отобранные человеком в процессе исторического развития общества, резко отличаются по своей гуманистической сути от религиозных догм.

Большое значение в формировании отрицательного отношения к религии имеют беседы с детьми о добре и зле, рассказы о труде людей, направленном на преобразование природы (осушение болот, орошение пустынь, создание заповедников и заказников).

Особое внимание обратите на правильное общение с детьми в семье. Дети часто задают вопросы, касающиеся существования бога, религиозных обрядов, примет и предрассудков.

Конечно, полное и глубокое раскрытие вопросов религии недоступно дошкольникам. Но детей 6-7 лет уже можно ознакомить с некоторыми причинами возникновения религиозных взглядов.

Например, в ответ на вопрос ребенка: «Кто такой бог?» – расскажите о том, что очень давно, когда люди не знали многих явлений природы (огонь, ветер, землетрясение, град и др.) и потому боялись их, они придумали бога и считали, что все это делает он. Теперь человек стал умным и сильным, он может объяснить то или иное явление природы.

Можно поговорить с детьми о церкви как памятнике архитектуры, об иконе как произведении искусства. В доступной детям форме расскажите, что верующие люди хотели иметь образ бога и художники нарисовали его. Эти картины стали называть иконами. Есть иконы, которые нарисованы очень хорошими художниками, поэтому их ценят и хранят в музеях.

Атеистическое воспитание дошкольников полноценно осуществляется в тех семьях, где правильно организовано общение взрослых с детьми, где умеют поддержать и развить детские интересы».

Материал к пригрупповому стенду на тему
«Оберегайте детей от религиозного влияния»


«Бог есть иллюзия. Но это крайне вредная иллюзия: она связывает разум».
Г. В. Плеханов

* * *

«Религия пагубна не только в умственном, но и в нравственном отношении. Она проповедует этические нормы, цель которых не имеет ничего общего с человеческим счастьем».
Б. Рассел

* * *

«Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, подчинение, смирение...»
К. Маркс

* * *

Религия противоречит разуму. Она всегда была враждебна научному образованию. Ни одна естественная наука никогда не упоминала имя бога.

* * *

Суеверия существуют там, где есть невежество. Задача взрослого – раскрыть ребенку непонятное для него явление, причина которого скрыта от его глаз. Тогда у ребенка пропадет страх перед темнотой, грозой, электричеством, ветром, который воет и стучит в окно.



Задание для родителей

Вашему сыну (или дочке) седьмой год. Расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас, в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помещает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится. Значит, воздух имеет вес.

Задание для родителей. Как можно предугадать погоду?

Вместе с дочкой или сыном, если им уже исполнилось 6-7 лет, понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой.

Если погода пасмурная, все цветки ветреницы закрыты.

Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты. Перед дождем (за 15-20 часов) расправляет свои листочки, обычно закругленные, костяника.

Материал для папки-передвижки:

Литература:

Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.
Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. – М., 1981.
Мартыненко Н. И. Коммунистическая мораль и религия. – М., 1983.

Консультация для родителей на тему «Когда начинать атеистическое воспитание детей?»

Несмотря на то что за годы Советской власти число людей, верующих в бога, резко сократилось, религия продолжает влиять на разные слои населения, среди которых самыми незащищенными являются дети. Этому способствует их эмоциональность, подражательность, вера в авторитет взрослого, неразвитость мышления ребенка.

Первые впечатления ребенка об окружающем уже можно использовать для формирования у него атеистических взглядов. Это не означает, что следует подробно рассказывать о боге, церкви и т.п. Основа атеистического воспитания – формирование правильных материалистических представлений об окружающей природе. Для этого используют жизненные ситуации.

Например, Вы пришли в краеведческий музей. Расскажите ребенку, каким был ваш край много лет назад, какие животные были в те времена. Расскажите, что у каждого живущего сейчас животного есть свой предок, от которого он произошел.

Совершая с детьми прогулки по родному городу или бывая в других городах нашей страны, используйте наблюдения для атеистического воспитания.

Например, Вы приехали в Таллинн. Гуляя по городу, ваш ребенок обязательно обратит внимание на старинные церкви: их в Таллинне много. Ваш рассказ об одной из них – Олевисте – развеет миф о «святости» этого сооружения. Верующие люди рассказывают, что эту церковь бережет бог: сколько раз горела, но всевышний спасал ее.

Однако секрет этого раскрывается в «Путеводителе по Ревелю и его окрестностям», где сказано, что башня церкви Олевисте служила ориентиром для путешествующих не только по морю, но и по суше.

Понятно, почему всякий раз пожар удавалось быстро ликвидировать: церковь нужна была не столько верующим, сколько купцам и мореходам.

В художественном музее города покажите ребенку хранящиеся там иконы. Обратите его внимание на то, почему они хранятся в музее.

Для того чтобы познакомиться с иконой как произведением искусства, не нужно водить детей в церковь. Во-первых, не многие иконы в действующих церквах представляют художественную ценность; во-вторых, их рассматриванию помешают другие детали интерьера церкви.

Памятка для родителей на тему «Как уберечь детей от суеверий?»

Вера в приметы, в судьбу рождается на почве незнания, непонимания материалистических законов развития природы. Иногда родители не замечают, как сами укрепляют веру ребенка в суеверия, запугивая его, давая ему неверные представления об окружающем.

Например, ребенок пяти лет увидел, как колышется занавеска у открытого окна. Отец при этом необдуманно пошутил, а у сына надолго осталась уверенность в том, что «по занавеске бегают чертики и дергают ее».

Никогда не запугивайте детей, любое неправильное представление становится основой суеверия и страха перед неизвестным и непонятным. Старайтесь в доступной для ребенка форме объяснить, откуда берется ветер, что такое воздух, электричество, магнит; как развивается растение, каковы условия его жизни и т.п.

Дети проявляют большой интерес к природе, а в дошкольном возрасте формируются первые материалистические представления о явлениях природы. В этом процессе важную роль играет семья.

Во время прогулок, в организованной трудовой деятельности создаются условия для формирования представлений о явлениях природы, способах приспособления растений и животных к условиям обитания и т.д. Так можно предотвратить возможность появления суеверий, уничтожить веру в приметы.

Предлагаем провести несколько наблюдений с детьми. Задайте ребенку вопрос: «Откуда берется ветер?» Понаблюдайте с ним состояние погоды. С помощью вертушки определите, если ветреный день, какова его сила.

Расскажите, что ветер – это движение воздуха. Подтвердите справедливость народных примет наблюдениями. Например, красный закат – к сильному ветру, низкие сплошные облака – к тихой погоде, слабому ветру.

По народным приметам перед ненастьем закрываются цветки у одуванчиков, вьюнков, ноготков; цветы кувшинок уходят под воду. Перед плохой погодой исчезают бабочки, не взлетают жуки; певчие птицы перестают петь, а чайки, утки, вороны, галки, наоборот, истошно кричат; куры, воробьи собираются группами, чистятся, купаются в пыли.

При хорошей погоде громко стрекочут кузнечики, высоко в небе летают ласточки и стрижи, спокойно сидят на воде утки, гуси чайки. Накануне хорошую погоду предсказывают ярко горящие светлячки, вьющиеся столбом комарики и мошки.

Объясните детям, что народная примета – это наблюдение людей за одним и тем же явлением в течение долгого времени позволяющее определять погоду, предсказывать, каким будет время года. Понаблюдайте с детьми и сделайте вывод: сбываются ли народные приметы, можно ли им верить.

Существует много растений, по которым можно определить время суток. Например, у травки кислицы листочки никогда не бывают в одном положении. На ночь они опускаются, прижимаясь нижней стороной к черешку и друг другу.

Дети говорят, что листочки спят. Так же выглядит растение в холодные дни и во время дождя. В темное время суток кислица не складывает листьев, ближе к вечеру расправляет их, а под воздействием яркого солнечного луча листочки тотчас быстро опускаются вниз.

«Цветочные часы» бывают очень точны. К 6 часам утра поднимаются навстречу солнцу золотые головки одуванчиков, мака, а за ним красная полевая гвоздика. К 6-7 часам раскрываются цветы картофеля, в 7-8 – раскрывает свой цветок водяная лилия показывается из воды цветок кувшинки. К 8 – открываются бархатцы.

Если вы на клумбе посадите дикие и садовые цветы в том порядке, в каком они открывают и закрывают свои венчики, ребенок может самостоятельно наблюдать за точными часами.

Вместе с ребенком понаблюдайте за поведением такого домашнего растения, как монстера (плакса). По нему, как по барометру можно предсказать за сутки наступление дождливой погоды.

В пасмурную погоду, перед дождем, с листьев этого растения падают большие капли дождя. Заведите дома это растение. Ребенок получит большое удовольствие, когда будет по нему определять погоду. Кроме того, это развивает его наблюдательность и пробуждает интерес к природе.

Таким образом, регулярно проводимая в семье работе по углублению у дошкольников представлений о природных явлениях, поможет предотвратить появление у детей суеверий.



Источник: http://vsemroditelyam.ru/vospitanie-detey-16-1
Категория: Публицистика | Добавил: opium (30.09.2014)
Просмотров: 4179 | Теги: детский, ребенок, Воспитание, атеистическое, дети, родителям, атеизм, Учитель | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2024