«Бог есть иллюзия. Но это крайне вредная иллюзия: она связывает разум».
Г. В. Плеханов
* * *
«Религия пагубна не только в умственном, но и в нравственном отношении.
Она проповедует этические нормы, цель которых не имеет ничего общего с
человеческим счастьем».
Б. Рассел
* * *
«Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, подчинение, смирение...»
К. Маркс
* * *
Религия противоречит разуму. Она всегда была враждебна научному
образованию. Ни одна естественная наука никогда не упоминала имя бога.
* * *
Суеверия
существуют там, где есть невежество. Задача взрослого – раскрыть
ребенку непонятное для него явление, причина которого скрыта от его
глаз. Тогда у ребенка пропадет страх перед темнотой, грозой,
электричеством, ветром, который воет и стучит в окно.
|
Задание для родителей
Вашему сыну (или дочке) седьмой год. Расскажите ему о некоторых
явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с
ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть
везде – вокруг нас, в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый
вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помещает
воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его
на весы, стрелка весов отклонится. Значит, воздух имеет вес.
Задание для родителей. Как можно предугадать погоду?
Вместе с дочкой или сыном, если им уже исполнилось 6-7 лет, понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой.
Если погода пасмурная, все цветки ветреницы закрыты.
Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную
погоду цветы этих растений раскрыты. Перед дождем (за 15-20 часов)
расправляет свои листочки, обычно закругленные, костяника.
Материал для папки-передвижки:
Литература:
Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.
Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. – М., 1981.
Мартыненко Н. И. Коммунистическая мораль и религия. – М., 1983.
Консультация для родителей на тему «Когда начинать атеистическое воспитание детей?»
Несмотря на то что за годы Советской власти число людей, верующих в
бога, резко сократилось, религия продолжает влиять на разные слои
населения, среди которых самыми незащищенными являются дети. Этому
способствует их эмоциональность, подражательность, вера в авторитет
взрослого, неразвитость мышления ребенка.
Первые впечатления ребенка об окружающем уже можно использовать для
формирования у него атеистических взглядов. Это не означает, что следует
подробно рассказывать о боге, церкви и т.п. Основа атеистического
воспитания – формирование правильных материалистических представлений об
окружающей природе. Для этого используют жизненные ситуации.
Например, Вы пришли в краеведческий музей. Расскажите ребенку, каким
был ваш край много лет назад, какие животные были в те времена.
Расскажите, что у каждого живущего сейчас животного есть свой предок, от
которого он произошел.
Совершая с детьми прогулки по родному городу или бывая в других
городах нашей страны, используйте наблюдения для атеистического
воспитания.
Например, Вы приехали в Таллинн. Гуляя по городу, ваш ребенок
обязательно обратит внимание на старинные церкви: их в Таллинне много.
Ваш рассказ об одной из них – Олевисте – развеет миф о «святости» этого
сооружения. Верующие люди рассказывают, что эту церковь бережет бог:
сколько раз горела, но всевышний спасал ее.
Однако секрет этого раскрывается в «Путеводителе по Ревелю и его
окрестностям», где сказано, что башня церкви Олевисте служила
ориентиром для путешествующих не только по морю, но и по суше.
Понятно, почему всякий раз пожар удавалось быстро ликвидировать:
церковь нужна была не столько верующим, сколько купцам и мореходам.
В художественном музее города покажите ребенку хранящиеся там иконы. Обратите его внимание на то, почему они хранятся в музее.
Для того чтобы познакомиться с иконой как произведением искусства, не
нужно водить детей в церковь. Во-первых, не многие иконы в действующих
церквах представляют художественную ценность; во-вторых, их
рассматриванию помешают другие детали интерьера церкви.
Памятка для родителей на тему «Как уберечь детей от суеверий?»
Вера в приметы, в судьбу рождается на почве незнания, непонимания
материалистических законов развития природы. Иногда родители не
замечают, как сами укрепляют веру ребенка в суеверия, запугивая его,
давая ему неверные представления об окружающем.
Например, ребенок пяти лет увидел, как колышется занавеска у
открытого окна. Отец при этом необдуманно пошутил, а у сына надолго
осталась уверенность в том, что «по занавеске бегают чертики и дергают
ее».
Никогда не запугивайте детей, любое неправильное представление
становится основой суеверия и страха перед неизвестным и непонятным.
Старайтесь в доступной для ребенка форме объяснить, откуда берется
ветер, что такое воздух, электричество, магнит; как развивается
растение, каковы условия его жизни и т.п.
Дети проявляют большой интерес к природе, а в дошкольном возрасте
формируются первые материалистические представления о явлениях природы. В
этом процессе важную роль играет семья.
Во время прогулок, в организованной трудовой деятельности создаются
условия для формирования представлений о явлениях природы, способах
приспособления растений и животных к условиям обитания и т.д. Так можно
предотвратить возможность появления суеверий, уничтожить веру в
приметы.
Предлагаем провести несколько наблюдений с детьми. Задайте ребенку
вопрос: «Откуда берется ветер?» Понаблюдайте с ним состояние погоды. С
помощью вертушки определите, если ветреный день, какова его сила.
Расскажите, что ветер – это движение воздуха. Подтвердите
справедливость народных примет наблюдениями. Например, красный закат – к
сильному ветру, низкие сплошные облака – к тихой погоде, слабому ветру.
По народным приметам перед ненастьем закрываются цветки у
одуванчиков, вьюнков, ноготков; цветы кувшинок уходят под воду. Перед
плохой погодой исчезают бабочки, не взлетают жуки; певчие птицы
перестают петь, а чайки, утки, вороны, галки, наоборот, истошно кричат;
куры, воробьи собираются группами, чистятся, купаются в пыли.
При хорошей погоде громко стрекочут кузнечики, высоко в небе летают
ласточки и стрижи, спокойно сидят на воде утки, гуси чайки. Накануне
хорошую погоду предсказывают ярко горящие светлячки, вьющиеся столбом
комарики и мошки.
Объясните детям, что народная примета – это наблюдение людей за одним
и тем же явлением в течение долгого времени позволяющее определять
погоду, предсказывать, каким будет время года. Понаблюдайте с детьми и
сделайте вывод: сбываются ли народные приметы, можно ли им верить.
Существует много растений, по которым можно определить время суток.
Например, у травки кислицы листочки никогда не бывают в одном положении.
На ночь они опускаются, прижимаясь нижней стороной к черешку и друг
другу.
Дети говорят, что листочки спят. Так же выглядит растение в холодные
дни и во время дождя. В темное время суток кислица не складывает
листьев, ближе к вечеру расправляет их, а под воздействием яркого
солнечного луча листочки тотчас быстро опускаются вниз.
«Цветочные часы» бывают очень точны. К 6 часам утра поднимаются
навстречу солнцу золотые головки одуванчиков, мака, а за ним красная
полевая гвоздика. К 6-7 часам раскрываются цветы картофеля, в 7-8 –
раскрывает свой цветок водяная лилия показывается из воды цветок
кувшинки. К 8 – открываются бархатцы.
Если вы на клумбе посадите дикие и садовые цветы в том порядке, в
каком они открывают и закрывают свои венчики, ребенок может
самостоятельно наблюдать за точными часами.
Вместе с ребенком понаблюдайте за поведением такого домашнего
растения, как монстера (плакса). По нему, как по барометру можно
предсказать за сутки наступление дождливой погоды.
В пасмурную погоду, перед дождем, с листьев этого растения падают
большие капли дождя. Заведите дома это растение. Ребенок получит большое
удовольствие, когда будет по нему определять погоду. Кроме того, это
развивает его наблюдательность и пробуждает интерес к природе.
Таким образом, регулярно проводимая в семье работе по углублению у
дошкольников представлений о природных явлениях, поможет предотвратить
появление у детей суеверий.