В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Прошло 70 лет со дня великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. И сегодняшние события на Украине заставляют провести некоторые параллели между историческими фактами Великой Отечественной войны и фактами войны сегодняшней. И не только в политической плоскости, но и в вопросах мировоззрения.
Как и в годы фашистской оккупации времён Великой Отечественной войны, так и сегодня, с момента развала СССР, началось возрождение религии: отстраиваются церкви, религия проникает в светское пространство, крепчает союз церкви и государства. Подобных сравнений церковь опасается и старается их избегать в публичных обсуждениях. Этот период для многих церковников оказался неудобным и даже позорным.
Так, например, до оккупации немецкими войсками территории Украины, большинство церковных сооружений были закрыты по инициативе советского народа и местных органов власти еще в 30-х годах ХХ века. В большинстве случаев, они были переоборудованы в культурные, спортивные заведения, музеи, планетарии и т.д. При этом, в таких областях, как Винницкая, Донецкая, Кировоградская, Николаевская, Сумская, Хмельницкая – не было действующих церквей вообще, а в Луганской, Полтавской и Харьковской областях – действовало их всего по одной.
Крайне резко изменилась ситуация с момента оккупации немецкими войсками территорий СССР. В сохранившихся в материалах Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) докладной записке З. В. Сыромятниковой «О пребывании на территории Харьковской области, оккупированной немецкими войсками с 15 по 22 декабря 1941 г.» отмечалось: «Немецкое командование особое внимание обращает на работу церквей. В ряде сел, где не разрушены церкви, они уже работают... В селах, где они разрушены, дан приказ старостам немедленно подобрать помещение и открыть церкви».
Для Украины немецкая оккупация, как и в наше постсоветское время, обернулась в первую очередь «возрождением религиозной жизни». Именно так подавался немецкими пропагандистами очевидный факт роста культовых сооружений и активности церковнослужителей. На Украине было открыто 5400 храмов и 36 монастырей. В Киевской епархии, где к приходу немцев осталось 2 храма, к концу оккупации их было уже 798. Что касается данных по другим епархиям, то они следующие: в Винницкой области было открыто при немцах 822 храма, Одесской – 500, Днепропетровской – 418, Ровенской – 442, Черниговской – 410, Полтавской – 359, Житомирской – 346, Сталинской (Донецкой) – 222, Харьковской – 155, Николаевской и Кировоградской – 420 и не менее 500 в Запорожской, Херсонской и Ворошиловградской. Само собой разумеется, что такое количество храмов, требовало и новых священнослужителей, которых иногда приходилось выбирать даже из числа не имеющих религиозного образования.
После оккупации территории Украины, фашисты всячески поддержали церковь, в которой видели своего верного союзника по оболваниванию народов СССР с целью создания целой армии покорных исполнителей воли Рейхстага. Да и сам Гитлер заявлял: «Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства... фактически наше движение – христианское».
Еще один факт свидетельствует этому – введение нацистами четырёхклассного обучения в средних школах с обязательным изучением «Закона божьего». Адольф Гитлер заявлял, что «советские школы недопустимы, так как в таких школах нет религиозного обучения, а общее нравственное обучение без религиозного основания зиждется на пустоте; следовательно, воспитание личности и религия должны основываться на вере». Вот какая участь готовилась населению СССР. Как и сегодня, для капиталистического общества в массовом образовании нет необходимости, поскольку главным приоритетом является капитал, который легче добывается при малограмотном населении, верующим во всякие сказки. Целью же социалистического строя – был выбран прогресс общества, направленный на достижение всеобщего блага. А этого можно достичь только при образованном населении, обладающим аналитическим мышлением.
Возвращаясь к Великой Отечественной войне, стоит отметить, что тенденция к внедрению религиозности среди населения, велась на всех оккупированных территориях СССР. Один из очевидцев тех событий, псаломщик Николо-Конецкого прихода Гдовского района Псковской области С. Д. Плескач, отмечал следующее: «Русский человек совершенно изменился, как только появились немцы. Разрушенные храмы воздвигались, церковную утварь делали, облачения доставляли оттуда, где сохранились, и много строили и ремонтировали храмы. Всюду красилось... Когда все было готово, тогда приглашали священника и освящался храм».
Еще в октябре 1937 году митрополит Евлогий в эмиграции писал, что «...если правительство германского Рейха пожелает привлечь русские православные церкви к сотрудничеству в борьбе с коммунистическим безбожным движением..., то правительство Рейха найдет с нашей стороны полное согласие и поддержку». Так оно и получилось.
Гитлер, понимающий силу религиозного дурмана на широкие народные массы, распорядился централизовать православные приходы на территории Рейха целью их подчинения властям Германии. Для достижения централизации церковных организаций Гитлер создал Рейхсминистерство религиозных культов, предоставил Германской епархии РПЦ государственный статус «корпорации публичного права» (каковой имели только лютеране и католики) и передал под юрисдикцию Германской епархии 13 евлогианских приходов, которые находились в меньшинстве по отношению к традиционным конфессиям. Основную ставку Гитлер делал на те религиозные силы, которые выражали согласие с его политикой и всячески её поддерживали.
Как и в те времена, так и сегодня украинские националисты делают ставки на те же политические и религиозные силы. Если в те годы бандеровцы поддерживали близких им по духу национал-социалистов Германии, которые обещали им независимость Украины от России и уничтожение «коммунистического режима», то сегодняшние необандеровцы поддерживают американских колонизаторов, стоящих на правых политических позициях и обещающих не меньшие преференции, чем нацисты Германии. И те и другие ведут яростную борьбу с неприемлемым для капиталистического общества социализмом и коммунизмом, и те и другие выступают за распространение религиозного мировоззрения.
Активно сотрудничавший с немецкими фашистами сын греко-католического священника Степан Бендера, составил «Акт провозглашения украинского государства», в котором заявлял, что «обновленное украинское государство будет тесно сотрудничать с национал-социалистической великой Германией, которая под руководством вождя Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под русской оккупации». Не правда ли напоминает сегодняшнюю риторику украинской власти?
Особенно тесно с украинскими националистами и немецкими нацистами сотрудничала и греко-католическая (униатская) церковь, которая имела большое влияние на Западной Украине. Эта церковь не только благословляла бандеровские формирования, такие как «СС Галичина» и «Нахтигаль», входившие в немецкую армию, но и выполняла функцию разведки, которая помогала выявлять советских партизан и всех тех, кто хоть как-то выражал симпатию Красной Армии. Огромное количество украинцев погибли от пуль немецких нацистов и украинских националистов, а также в газовых камерах концлагерей именно благодаря доносам униатских священников.
На фото глава униатской церкви митрополит Андрей Шептицкий благословляет солдат дивизии СС «Галичина»
Вся жизнь националистических военных формирований была насыщена религиозностью. Обязательная для всех утренняя, вечерняя молитва, в том числе и перед боем, наличие капелланов во всех военных формированиях, отпевание погибших – всё те же атрибуты, которые мы наблюдаем сегодня в зоне военных действий на востоке Украины.
Также в годы немецкой оккупации, фашистские захватчики большое внимание уделяли и обращению к вере тех, кто не был крещен. Одним из ярких примеров в этом случае может служить Крым. Именно в Крыму, так называемое «религиозное пробуждение» ощущалось особенно сильно. Согласно одному из донесений СД, только за декабрь 1942 г. в Крыму было крещено 200 тыс. человек. И подобная практика существовала на всех оккупированных территориях СССР.
Не смотря на всю психологическую сложность ведения боевых действий, в Советском Союзе не прибегали к подобным методам религиозного воздействия на армейцев. И даже бойцы Красной Армии в окопах оставались атеистами. Вера в себя и силу боевого коллектива, подкреплённая мощной техникой, созданной научными кадрами особенно в последние годы войны, помогла советской армии одержать победу над нацистами Германии, у которых на пряжках было вычеканено «Got mit uns» («С нами бог»). И как подобное упование на «небесные силы» не помогло немецким оккупантам поработить советских атеистов, так и сегодняшним неонацистским силам не поможет взятый ими на вооружение аналогичный лозунг.