В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Один из замечательных афоризмов Козьмы Пруткова гласит: «Отыщи всему начало и ты многое поймёшь».
Совершим небольшой экскурс в глубь веков и попробуем найти приемлемую точку начала повествования. Установлено, что популяция современного человека Homo sapiens формировалась в период примерно 40-50 тыс. лет назад. А через 15-20 тыс. лет своего существования у человека появились первые признаки религии, которые в первое время носили родовой, племенной характер. Обожествлялись различные природные явления и предметы. Наиболее ранние проявления божественного восприятия это магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и др. Проявлялось бессилие человека в борьбе с природой, а затем и перед стихийными социальными силами, господством над людьми. Постепенно стали возникать национальные религии, как правило не теистические, основанные на многобожии. Распространялась и одна из таких религий – язычество.
Старейшей религией, возникшей в первом тысячелетии до н. э. был иудаизм. Это была монотеистическая религия. Христианство зародилось в средине 1-го столетия н. э. на территории восточной части Римской империи в Палестине среди еврейского населения в процессе слияния иудаистских сект. На первых порах оно было сектантским образованием в границах иудаизма. Главными идейными источниками христианства были иудаизм, религиозно-философские учения философов Филона Александрийского и Луция Аннея Сенеки, идеология кумранской общины ессеев, религии восточных народов Римской империи. Христианство зародилось как религия угнетённых, но потом постепенно было приспособлено господствующими властями к своим целям; в 4-м веке стало государственной религией Римской империи. В 19-м веке превратилось в опору буржуазии.
Ко времени зарождения христианства в иудейской религии уже в 9-7 веках до н. э. были созданы религиозные книги. Древнеегипетский вариант их систематизирован по трём отделам. Первый именуется Законом (Торой), или пятикнижием Моисея. Второй отдел – Пророки (Невиим) – содержит 21 книгу. Третий отдел называется Агиографы, или Писания (Кетубим), и включает 13 книг. Комплект «священных книг» принято в иудаизме называть Танах. Он был канонизирован лишь в самом конце 1-го века н. э.
Эсхатологические (учение о конце мира и человека), апокалиптические и мессианские воззрения иудаизма, послуживших основой религиозного учения первоначального христианства требовали какого-то прощения и достойного завершения жизненного пути. Здесь и возникла идея сотворения мессии – спасителя, пришедшего на Землю в виде человека. В мировой практике у многих народов были мифы о умирающих и воскресающих богах. В культурах Средиземноморья было множество богов, которые рождались у матерей при непорочном зачатии. Это и Изида родившая бога Гора и Персей, рожденный «девой» – богиней Земли Данаей, и ряд других богов: Адонис, Осирис, Митра, Аттис, Дионис, Заратустра, а Минерва родила нескольких детей при непорочном зачатии, несмотря на то, что её изнасиловал Нептун. Список можно продолжать. Христианские священники не мудрствуя лукаво скопировали образ и жизнь египетского Осириса и создали миф о непорочном зачатии от святого духа Марией, замужней женщиной, родившей сына, названного Иисусом.
Таким образом были сочинены евангелия (в переводе – «плата за благую весть» или благовествование от Матфея, Луки, Марка и Иованна. Рассказы о рождении Иисуса сопровождаются сообщениями о поклонении волхвов и о тайной звезде на востоке, которая остановилась над Вифлеемом, где родился Иисус. Что касается звезды, то вполне возможно было наблюдать в это время комету Галлея, которая проходила около Земли с периодом 76 лет и в это время проходила над этой местностью.
В евангелиях от Матфея и от Луки указана родословная Иисуса, т. к. нужно было угодить простым людям (Иисус – сын плотника) и знати (Иисус – царского происхождения). Но евангелисты даже родословную не могли сложить так, чтобы они не противоречили один другому. Так в евангелии от Матфея названо 42 предка, а в евангелии от Луки – 75.
Но главное, что ни в одном евангелии не упоминается дата рождения Иисуса, с которой начинается биография любого человека. Иисус Христос (Иисус – греческое произношение имени Иегошуа т. е. помощь Иеговы. Христос – перевод с греческого слова «мессия», «помазанник») родился (если он действительно существовал) по одним источникам между 7 и 4 гг. до н. э., а по другим – в 6-м веке до н. э. в Иудее, в городе Вифлееме.
Небольшое отступление: следует отметить, что известная всем дата начала нашей эры (или от рождества Христова) основана на ошибочных расчётах римского игумена Дионосия Малого жившего в 6-м веке н. э. Такой отсчёт был использован с 731 года Бедой Достопочтенным. В России последним днем Константинопольской эры было 31 декабря 7207 года и по Указу Петра 1-го следующий день считался от р. Х. 1 января 1700 года.
О рождении Иисуса Христа говорится в евангелии от Луки (2:8): «В ту ночь несколько местных пастухов стерегли в поле своих овец». Т. е. это был весенне-летний или осенний период.
В евангелиях практически ничего не сообщается о детских годах Иисуса, за исключением одного факта посещения 12-летним Иисусом Иерусалимского храма, где он беседовал с иудейскими книжниками: «... все слушавшие его дивились разуму и ответам его» (Лк. 2:47).
Кроме канонических евангелий: от Матфея, Марка, Луки, и Иоанна (хотя их авторство довольно проблематично!), существуют и многочисленные апокрифические, содержание которых не вполне совпадало с официальным вероучением и которые поэтому не признавались «священными» книгами. Это Евангелия от Петра, Фомы, Никодима, Первоевангелие Иакова, Евангелие «Детство Христа» и другие.
Разные евангелия содержат большую или меньшую степень фантастически-сказочного элемента. Всё это свидетельствует о разновременности их создания. Но нигде в них не указывается дата рождения Иисуса.
В евангелиях высказывания Иисуса Христа излагаются устами апостолов, так как каких-либо письменных записей Иисуса не выявлено. Это говорит о том, что Иисус был либо неграмотным, либо это выдуманный персонаж. Годы, проведенные в Назарете, окружены безвестностью; сообщается только, что Иисус выучивается ремеслу плотника. Что касается города Назарета, то он возник не ранее 3-го ст. н. э., хоть евангелисты описывают его, как родину Иисуса Христа.
В описаниях природы в местах, где согласно евангелиям, Иисус путешествовал приводятся недостоверные или путанные данные. Например, не названы притоки р. Иордан, через которые он переходил, не названы горы. Называются животные, которые обитают в Италии, Греции, Малой Азии и не называются животные, обитающие в Палестине. То же самое характерно и для растительного мира.
Как известно из сказаний евангелистов, Иисус Христос начал проповедовать в возрасте около 30-ти лет. О нём же вспомнили только на Первом вселенском соборе в г. Никее в 325 году, который проходил под председательством императора Константина 1-го Великого (кстати, язычника). На нём присутствовало около 300 епископов и других церковных деятелей разных церквей. Голосованием большинством голосов Иисус Христос был избран богом-сыном (всё очень просто - даже бога - отца не спросили согласия!). Собор осудил учение александрийского пресвитера Ария голосовавшего против и утверждавшего, что бог-сын не равен богу-отцу. Арианство наносило серьезный удар по важнейшему представлению о единстве святой троицы.
Во время обсуждения этого положения между святыми отцами разразился спор, который привёл к драке. Епископ Николай выступал за принятие культа святой троицы, а противником его стал архиерей Арий. Для утверждения своей позиции Николай запустил в Ария кирпичом, разбил ему голову, сорвал с него ризы и вырвал из рук Евангелие.
По-видимому, этот процесс выяснения отношений и используется теперь верующими депутатами в парламенте.
И вот тогда после избрания Иисуса Христа богом и возник вопрос о дне его рождения. В это время шла борьба с иноверцами, которые, в частности, отмечали свои праздники: язычники римляне – День рождения непобедимого Солнца «Dies natalis Solis Unvicti», поклонялись богу Солнца Митре (египетскому Осирису, вавилонскому Таммузу и другим). Празднование проводилось в день зимнего солнцестояния – 25-го декабря.
Чтобы как-то отстранить язычников от праздника Солнца блаженный Августин Аврелий – христианский теолог и церковный деятель предложил установить день рождения Иисуса Христа 25-го декабря и таким образом покончить с праздником Солнца. Об этом решении отцы церкви спорили ещё почти 400 лет. Но наиболее древнее упоминание о праздновании рождества Христова 25-го декабря было в римском календаре 354 года.
К этому времени состоявшийся в 451 году 4-й Вселенский собор в г. Халкидоне под председательством императора Маркиана разрешил почти 150-летний спор о двух природах во Христе. Был принят догмат церкви о соединении двух природ во Христе, утверждавших, что во Христе соединяются бог с человеком. Некоторые церкви, например Армянская, не признают Халкидонский догмат, считая, что Иисус не имеет сути человека.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что идолов-богов создают люди. И, видимо, не случайно вторую заповедь «Не делай себе кумира и никакого изображения...» (Исх. 20:4; Втор. 5:8) священники стараются не упоминать и даже негласно исключить.
И поэтому, уже в наше время появляются новые божества. Так на 3-м Вселенском соборе в г. Эфесе в 431 г. Дева Мария была объявлена богородицей и царицей небесной. А 1 ноября 1950 года был принят догмат о телесном вознесении девы Марии на небо (правда никто этого не видел!). В папском послании «Deis Domini» от 7 июля 1998 г. в параграфе 86-м совершенно определено провозглашение Марии богом. А ведь в Библии этого нет! День рождения Марии пока ещё не определён! Но это уже будет другой миф.
Что касается Иисуса Христа, то исследователи-религиеведы придерживаются мнения, что это чисто мифологический образ. Но не исключено, что мифологическими качествами было наделено исторически существовавшее лицо.
С тех времён праздник рождества Христова отличается обильным застольем с выпивкой, песнями, танцами, разговорами обо всём, но только не о духовном и не о Христе. Как, кстати, о Солнце тоже не вспоминают - главное выпить и погулять!
О праздновании рождества хорошо написал в стихотворении «Чьё рождество?» Владимир Маяковский :
По деньгам и даром – только б угостили – будут пить по старым и по новым стилям.
К сожалению, за бесчисленное количество прошедших лет ничего не изменилось и Владимир Маяковский делает вывод:
Смотрю я на радостное торжество, глаз оторвать не смея... Но почему оно зовётся «христово рождество», а не «рождество зелёного змея»?!