В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
Во многих христианских конфессиях праздник Рождества отмечается как одно из важнейших событий и проходит с торжественными церемониями. Каждый год 7 января Русская православная церковь организует многочасовые праздничные служения, которые транслируются по ТВ и широко освещаются в печати. Государственная власть причислила Рождество к официальным праздникам, и ее представители неизменно присутствуют в храмах на рождественских службах, демонстрируя свое почтение к этой старинной христианской традиции.
Между тем, в Библии не сказано прямо, когда родился центральный персонаж христианской религии. При внимательном чтении Нового завета появляются сомнения в том, что это событие могло произойти в зимнее время (автор этой статьи исходит из гипотезы об историческом существовании Христа или его прототипа). В родном городе Иисуса – Вифлееме в ноябре и декабре стоит холодная дождливая погода. Январь (или тевет по еврейскому календарю) на Иудейском нагорье – самое холодное время года, когда выпадает снег. Пастухи в эти дни не могли ночевать в поле со своими стадами. А в евангелии от Луки сказано, что в ночь рождения Христа «пастухи жили в поле и по ночам несли стражу у своих стад» близ Вифлеема (Луки 2:8-12). Это никак не могло происходить в зимний период, следовательно, традиция празднования рождения Христа 25 декабря (у католиков) или 7 января (у православных христиан) не соответствует реальной хронологии событий.
Рождественские традиции возникли намного позже жизни Христа, описанной в евангелиях, когда христианская церковь уже заняла господствующее положение в Римской империи и могла трактовать события, связанные с образом Иисуса, в соответствии со своими интересами и официальной мифологией.
Рождество произвольно приурочили к периоду празднования языческих Сатурналий – времени зимнего отдыха и развлечений древних народов южной Европы, связанных с поклонением их традиционным божествам. Такие празднования приходились на конец декабря, они сопровождались буйным весельем, песнями, танцами и обильными пирами. Руководители официальной христианской церкви решили сохранить срок проведения праздника, к которому привыкли люди того времени, но заменили объект поклонения – место Сатурна и Диониса занял Христос. Поводом для праздника они с определенного времени стали считать рождение богочеловека Христа, которому приписывали сакральный (священный) смысл. Это требовалось для укрепления влияния в народе новой в то время христианской религии.
Ранние христиане не знали такого праздника, и поэтому евангелисты не считали нужным говорить о времени рождения богочеловека. Возможно, они руководствовались словами царя Соломона: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения (Екклезиаст 7:1). Поэтому в Новом завете подробно описывается важное мифологическое событие – смерть и воскресение Христа, но ни слова не говорится о конкретной дате его рождения.
Существующий много веков праздник Рождества Христова в настоящее время превратился в удобный способ усиления религиозных чувств людей (в этом состоит его значение в системе церковной идеологии). Он не имеет связи с текстом Нового завета и является одним из добавлений к вероучению, против которых в свое время предостерегали верующих апостолы и ранние христианские учителя.
Читатели этих строк могут подумать над актуальным вопросом: «Если праздник Рождества придуман церковью и противоречит тексту евангелия, то не являются ли и другие традиции православной церкви произвольным толкованием Библии?» Ответ очевиден.
То же касается любой другой религии, праздники и обряды которых произвольно созданы их лидерами в целях укрепления влияния в народе той или иной конфессиональной организации и их религиозных учений.