Украинский атеистический сайт Понедельник, 21.08.2017, 23:39
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Эксклюзив [41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
Публицистика [164]
Атеистическая публицистика
Законодательные акты [4]
Законы, относящиеся к свободе совести
Великие люди - атеисты [82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.

Наш опрос
Верите ли вы в бога?
Всего ответов: 2435

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Статьи » Великие люди - атеисты

Эрнст Геккель
16 февраля 1834 года – родился немецкий биолог эволюционист, представитель естественнонаучного материализма, сторонник и пропагандист учения Чарльза Дарвина Эрнст Геккель.



Эрнст ГеккельНемецкий ученый Эрнст Геккель (1834-1919) был одной из самых известных и популярных личностей своего времени. По образова­нию врач, по профессии и призванию естествоиспытатель, писатель и философ, Геккель во всех сферах деятельности был горячим и неутомимым защитником теории эволюции. Анализируя и обобщая сов­ременные ему достижения естественных наук, он углубил и развил далее учение Дарвина, подведя под него прочный теоретический фундамент.

Эрнст Геккель считал, что мир един и материален, что неорганическая и органическая материя подчиняется единым законам природы. Созданная Геккелем материалистическая картина мира, выводы, сделан­ные им из достижений естественных наук, были направлены ученым про­тив всяческих – и в особенности религиозных – предрассудков.

Геккель был талантливым и увлеченным популяризатором науки: он читал огромное количество лекций, писал популярные исследования об отдельных видах животных и собственными руками очень интересно и старательно иллюстрировал их. Но наибольшей известностью пользова­лись его популярные философские книги, и прежде всего «Мировые за­гадки». Первое издание этой книги вышло в свет осенью 1899 г. и было восторженно встречено передовыми людьми всего мира. «Мировые за­гадки» были переведены на многие языки и разошлись в сотнях тысяч экземпляров. Чем же объясняется такой интерес к этой книге?

«Мировые загадки» – книга ученого-дарвиниста. Она направлена против тех естествоиспытателей, которые считали, что в природе суще­ствуют тайны, открыть которые человеческий разум не в состоянии. К таким тайнам, загадкам природы они относили проблемы происхожде­ния жизни, движения, сознания и речи, целесообразность в природе, т.е. все то, что наука при ее тогдашнем уровне развития не могла еще объ­яснить. Такие естествоиспытатели, сознательно или бессознательно, ос­тавляли в природе место для сверхъестественного, непознаваемого, для бога и религии. Глава за главой Геккель убеждает читателя, что в мире не существует неразрешимых загадок. Геккель доказывает, что движение – это основное неотделимое свойство материи, что зарождение жиз­ни объясняется учением об эволюции и естественном переходе неорга­нической природы в органическую, что механизм целесообразности в природе вскрыт дарвинизмом с достаточной полнотой, а решение проб­лемы происхождения мышления и речи опять-таки лежит в изучении естественных законов развития живой природы. Мир познаваем, чело­веческому разуму нет преград, подлинная наука до конца разоблачает религиозное мракобесие, говорили страницы книги.

Беспощадно критикует Геккель в своей книге религиозные суеверия, мистику, веру в чудеса, попытки религии спекулировать на мировых загадках. Геккель высмеивает христианские представления о загробной жизни, о непорочном зачатии девы Марии, разоблачает мракобесие цер­ковных руководителей и лицемерие защитников церкви.

После выхода в свет первого издания «Мировых загадок» на ее ав­тора начинаются бесчисленные нападки и богословов, и философов, и ученых, отстаивающих идеализм и религию. Бессильные опровергнуть выводы, сделанные Геккелем из развития естественных наук, они ос­корбляли его, обливали грязью, угрожали ему.

Однако Геккель продолжал свою борьбу пером и словом ученого-атеиста, обращенным прямо к народной аудитории. В 1906 г. по его по­чину был создан антирелигиозный Союз монистов, сразу же развернув­ший активную борьбу с религией, борьбу за разрыв верующих с хрис­тианской церковью.

Геккеля нельзя назвать до конца последовательным атеистом. От­брасывая представление о сверхъестественном творце мира, не призна­вая бессмертия души и всячески разоблачая эту сказку, не признавая божественной свободы воли, он считал, однако, что нужно заменить веру в личного бога верой в бога «как олицетворение природы», при­знавал полезной в христианской религии ее моральную сторону. Гек­кель не вникал в процесс общественного развития, не понимал перемен, происходивших уже в капиталистическом обществе, ему чуждо было понятие классовой борьбы. Поэтому ему так и не удалось объяснить с материалистических позиций происхождение религии, ее социальную ос­нову.

Но если Геккель и не стал до конца последовательным атеистом, то тем не менее он поднял на огромную высоту знамя науки в борьбе с религией, и оно никогда не дрожало в его руках, заставляя отступать мракобесие, мистицизм, невежество. И одним из самых сокрушительных ударов, которые были нанесены Геккелем врагам подлинной науки, бы­ла его замечательная книга. Глядя далеко вперед, ученый показал в ней, что, чем больший мир откроется для человеческого познания, тем больше загадок, необъяснимых некоторое время – иногда короткое, иногда долгое, – возникнет перед учеными. Одну за другой их будет объяснять наука и обогащать сокровищницу знаний. При этом место каждой разгаданной шарады будут занимать несколько новых.

Но тщетно религия и идеализм будут цепляться за них, чтобы спе­кулировать ими во имя несуществующего бога, ибо прогресс науки по­кажет каждому человеку, что даже в еще не познанном нет и ничего не может быть сверхъестественного.

Из «мировых загадок» Э. Геккеля

«…Современные цивилизованные народы ставят свои религиозные представления, которые ценят как свое высшее духовное благо, значи­тельно выше «грубого суеверия» первобытных народов; они превозносят огромные успехи, сделанные цивилизацией в устранении его. Это – большое заблуждение! При беспристрастном критическом сравнении и оценке оказывается, что и религия и суеверие отличаются друг от друга лишь особой «формой веры» и внешней оболочкой исповедания. При ясном свете разума очищенная вера в чудеса самых свободомыслящих церковных религий оказывается-поскольку она противоречит твердо установленным и общепризнанным законам природы – таким же нера­зумным суеверием, как и грубая вера в привидения первобытных фетишистических религий, на которые первые взирают с таким высокоме­рием.

Если мы бросим с такой нелицеприятной точки зрения критический взгляд на господствующие религиозные представления современных ци­вилизованных народов, то мы найдем, что они насквозь пропитаны на­следственным суеверием. Христианская вера в сотворение мира, в три­единство бога, в непорочное зачатие девы Марии, в искупление, в вос­кресение и вознесение Христа и т.п. есть такой же чистый вымысел и столь же мало мирится с разумным познанием природы, как и разнооб­разные догматы мусульманской и моисеевой, буддийской и браминской религий. Каждая из этих религий для истинно «верующего» является несомненной истиной, и каждая же считает всякое другое вероучение ересью и опасным заблуждением. Чем больше какое-нибудь вероиспо­ведание считает себя «единственно-душеспасительным» – «католиче­ским» и чем ревностней защищается это убеждение как священнейшее сокровище души, тем усерднее, конечно, должно оно бороться со всеми другими вероисповеданиями и тем фанатичнее ведутся ужасные рели­гиозные войны, составляющие скорбные страницы в книге истории куль­туры. Между тем беспристрастная «критика чистого разума» убеждает нас в том, что все эти многообразные формы веры равно ошибочны и неразумны, что они суть продукты поэтического вымысла и традиции, без критики принимаемой на веру. Разумная наука должна их целиком отвергнуть, как порождение суеверия…»


Источник: http://atheism.su/ernst-gekkel/
Категория: Великие люди - атеисты | Добавил: opium (16.02.2015)
Просмотров: 890 | Теги: Эволюция, Геккель, католицизм, биология, учёный, церковь, религия, атеизм, наука, Дарвин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Денница - атеистическое справочное издание

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2017