Украинский атеистический сайт Четверг, 19.10.2017, 01:54
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Эксклюзив [41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
Публицистика [164]
Атеистическая публицистика
Законодательные акты [4]
Законы, относящиеся к свободе совести
Великие люди - атеисты [82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.

Наш опрос
Верите ли вы в бога?
Всего ответов: 2449

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Статьи » Публицистика

Масленица
МасленицаХристианская церковь, проникнув на Русь, принесла с собой готовый календарь религиозных праздников. В борьбе за распространение хри­стианства среди славян церковь по­старалась поглотить все их языче­ские праздники. В результате зимний праздничный цикл славян (святки) слился с христианским рождеством и крещением, весенние праздники сли­лись с пасхой. Старинный же славян­ский многодневный праздник прово­дов зимы и встречи весны – масле­ница – оказался вне религиозных праздников.

Этот праздник славян был очень веселым. И не удивительно. Маслени­ца приходилась на такое время года, когда с каждым днем все сильнее греет солнце, начинаются оттепели, наступает конец длинной и суровой зимы. Это был важный период в хо­зяйственном отношении. Надо было начинать подготовку к ответственным весенним и летним сельскохозяйст­венным работам. Характерно, что на масленицу проводились обществен­ные собрания – сходки, на которых обсуждались хозяйственные вопросы, связанные с подведением итогов ис­текшей зимы и с предстоящими ве­сенними работами. Веря в то, что во всяких делах успех зависит от помо­щи духов, славяне создали ряд тор­жественных, красочных и веселых масленичных обрядов.

У древних славян существовало, на­пример, поверье, что зима с ее су­ровыми морозами, вьюгами и мете­лями, коротким днем и длинными темными ночами – самое благоприят­ное время для разгула нечистой си­лы. Поэтому посредством различных магических обрядов они стремились избавиться от всякой нечисти, якобы накопившейся за долгую зиму, и тем самым обезопасить себя и хозяйство, умилостивить добрых духов, обеспе­чить их благоприятное отношение. В частности, ради этого сжигали вся­кий хлам, мусор, старую солому, веники, поскольку считалось, что в этом хламе главным образом и гнездится вся духовная нечисть. В костер бросали можжевельник, кору деревьев, обрывки кожи, дающие при горении много дыма и смрада. Такой костер должен был не только очи­щать от нечистой силы, но и отгонять ее возможно дальше.

Древние славяне верили также, что, разводя костры, они способствуют таянию льда и снега, а значит, и бо­лее быстрому приходу весны. Отсюда возник обычай растапливать снежную или ледяную гору при помощи раз­ложенного на ней костра.

Во время праздника старались как можно больше шуметь, полагая, что это тоже помогает изгнанию нечисти. От этого поверья берет начало обы­чай катания на лошадях, увешанных бубенцами и колокольчиками.

Чтобы избежать козней злых ду­хов, отпугнуть их от себя или обма­нуть их, люди рядились в чужие одежды, в шкуры зверей, мужчины одевались женщинами, женщины – мужчинами, надевали на себя раз­личные, большей частью страшные маски или мазали лицо чем-либо.

Древнеславянский обычай переряживания, слившись с элементами по­добного же обычая, который проник с Запада, вылился на Руси в пышные карнавалы и хождение ряженых на масленицу. Обычай этот сохранялся до последних предреволюционных лет, хотя церковь долго, упорно и яростно с ним боролась. Были вре­мена, когда за участие в каких-ли­бо сборищах в масках или в переряживании виновные миряне отлуча­лись от церкви, духовные лица лиша­лись священнического сана.

Непременной и самой главной со­ставной частью масленицы, как, впро­чем, и многих других славянских праздников, были совместные, об­щинные пиршества. Позднее эти пир­шества утратили свой общинный характер и превратились главным образом в семейные.

Славяне, как, впрочем, и многие другие народы, всякой еде, а тем более праздничной, придавали свя­щенный смысл. Существовало пове­рье, будто, чем больше будет съеде­но и выпито на празднике, чем обиль­нее будет праздничный стол, тем больше люди получат соответствующих продуктов в будущем от хоро­шего урожая и приплода скота. Упо­треблявшиеся в пищу продукты пред­варительно подвергались магическо­му освящению, так как считалось, что вкушение этих освященных питий и яств придает людям особую благо­дать и святость. Как отголосок этого и в современном христианстве со­хранился обряд «святить» и «кре­стить» куличи, пасхи и т.п. во время больших религиозных праздников.

В праздновании масленицы сохра­нялись элементы культа мертвых. Люди верили, что души умерших в эти дни выходят из своих обиталищ и незримо присутствуют на праздни­ке живых. А так как душам умерших приписывалась способность оказывать влияние на дела живых, то живые старались задобрить мертвых. Им вы­деляли особые лакомые части празд­ничных угощений, носили угощения на могилы, устраивали пиршества на кладбище, на могилах оставляли пи­щу. Дома оставляли праздничные столы накрытыми круглые сутки, что­бы духи могли угоститься без помех. В заключение ели и пили в память умерших и за здоровье живых. Таким образом, праздничное пиршество на масленицу носило также характер тризны. Тем более, что символически масленица была тризной по уходя­щей зиме.

Все эти причины обусловливали весьма обильное многодневное пир­шество. На масленицу ежедневно пеклись блины, поедалось их огром­ное количество, масло и сметана ли­лись рекой. Не случайно в народе, когда хотели сказать о сытом, раз­дольном, веселом житье, его сравни­вали с масленицей, говаривая: «Не житье, а масленица».

Первоначально свои блины древние славяне, очевидно, выпекали на рас­каленных камнях или углях в виде плоских лепешек. Позже круглый, ру­мяный, горячий блин, испеченный на железе, стал символом нарождаю­щегося весеннего солнца.

Блины в праздничном ритуале мас­леницы играли особую роль, и поэто­му их приготовление было подлинным священнодействием. Опару (тесто) на блины ставили потаенно, на дворе, при свете месяца и при этом причи­тали: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Выгляни в окошко, подуй на опару», думая, что в результате бли­ны всю неделю будут рыхлые и бе­лые. Неудачные блины портили празд­ник всей семье, компрометировали хозяйку.

Все дни масленицы имели свои осо­бые названия, и каждому дню соответствовали помимо общих еще и свои особые обряды и обычаи.

Православная церковь не мало по­трудилась, чтобы приспособить этот праздник к своим целям, превратить его в «преддверие покаяния, пред-празднество воздержания, светлое предпутие поста». По срокам празд­нования она прочно связала масле­ницу с великим постом и пасхой, сделав, таким образом, этот древнеславянский праздник проводов зимы и встречи весны скользящим. Сме­щение дат праздника в различные годы доходит до 35 дней.

Однако церковь так и не смогла переделать окончательно масленицу на свой лад. Поскольку «масленич­ный» разгул приходился согласно православному календарю на период самой активной подготовки к велико­му посту, то церковь стремилась эту неделю сделать полностью постной. Но ей не удалось здесь победить традицию, она ограничилась тем, что объявила «масленичную» неделю «по­лупостом», «сыропустной неделей» с запрещением есть лишь мясо. В от­ношении употребления других про­дуктов никаких регламентации не вводилось. В дни праздника приго­товлялись разнообразные изделия из муки (в первую очередь блины с маслом, сметаной, творогом, медом), молочные и рыбные блюда.

Веселые масленичные обряды и обычаи настолько глубоко укорени­лись в быту русского народа, что православной церкви не оставалось ничего иного, как признать и частич­но даже освятить их.


Источник: http://atheism.su/maslenica/
Категория: Публицистика | Добавил: opium (16.02.2015)
Просмотров: 625 | Теги: пост, церковь, христианство, Праздник, масленица, религия, духовенство, язычество, русь, Блины | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Денница - атеистическое справочное издание

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2017