Украинский атеистический сайт Четверг, 19.10.2017, 10:48
Украинский
атеистический
сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Эксклюзив [41]
Эксклюзивные материалы, предоставленные для нашего сайта
Публицистика [164]
Атеистическая публицистика
Законодательные акты [4]
Законы, относящиеся к свободе совести
Великие люди - атеисты [82]
В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.

Наш опрос
Назовите самую эффективную форму атеистической пропаганды:
Всего ответов: 465

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь атеисту
Лекции Е. К. Дулумана
Лекции Е. К. Дулумана

Атеистические листовки

Краткая история атеизма

Атеистический лекторий

Атеистический календарь



Главная » Статьи » Статьи » Публицистика

Что происходит со школьной биологией?
Отклик на рецензию академика РАЕН С. Г. Мамонтова об учебнике С. Ю. Вертьянова «Общая биология».

Что происходит со школьной биологией?Наша массовая школа клерикализируется. Не мытьём, так катаньем. Это печально. Но, пожалуй, ни одна другая школьная дисциплина не подвергается таким массированным атакам, как биология.

Причина: крайнее неудобство этой науки для религиозного мировоззрения. Стремление возвысить веру над любой наукой вообще присуще религии, но более всего она желает установить господство над теми науками, что вступают в вопиющее противоречие с сущностными религиозными взглядами.

При преподавании предметов гуманитарного цикла (литература, искусствоведческие дисциплины, в какой-то мере обществоведение и история, а также психология) учитель воздействует не столько на ум учащихся, сколько обращается к их чувствам. Главенствующую роль при этом играют нравственные позиции, обязательно возникающие при изучении материала. А вот естественным наукам (физика, химия, биология, география, астрономия) присуща, наоборот, нравственная и чувственная нейтральность. Для них на первом месте стоит его величество факт, добытый на основе сугубо рационального усвоения доступной для исследования действительности. К примеру, такие понятия как «трансцендентный бог», «творящий дух», «первоначало мира», «абсолютная идея» или «бессмертная душа», выражающие исторические, культурные и, в первую очередь, религиозные представления людей, окрашенные в значительной степени их эмоциональным отношением к объективному миру, за исключением отдельных спекулятивных попыток, не являются предметом изучения естественных наук. Цель естественных наук – вскрывать объективные законы явлений и давать им объяснения. Сила этих наук заключается в их обобщениях, в их проникновении в суть природных явлений, в строжайше выдерживающемся применении принципа единства теории и практики, соблюдении законов логической непротиворечивости, доказуемости, тождественности, достаточного основания, последовательности, исключения третьего. И что нужно подчеркнуть особым образом, естественные науки опираются на широкую доказательную базу в виде прошедших экспериментальную проверку теорий, идей и понятий. Для естественных наук опыт является основой познания и критерием истины.

Характер этих наук непосредственно обуславливает перечень тех педагогических задач, встающих перед теми, кто преподаёт в школе биологию, физику, астрономию, антропологию, психологию. Главная задача заключается в формировании у школьников научного мировоззрения при исследовании феноменов живого и неживого мира, воспитание таких качеств как интеллект, системное мышление, логичность. Если же при преподавании перечисленных наук нарушаются основные научные принципы, смысл их преподавания можно подвергнуть сомнению. Формирование и воспитание упомянутых психических свойств личности становится проблематичным. Почему об этом приходится говорить?

А дело, собственно, в том, что с недавних пор в российской школе произошёл серьёзный мировоззренческий раскол, нарушивший единство взглядов учителей на самые теоретические основы преподаваемых ими предметов. Не без директивного участия со стороны руководящих органов случилось так, что главный удар на себя приняла и продолжает принимать школьная биология, всё более и более расстающаяся со своей  питательной базой – наукой.

Вынужденная подчиняться определённым политическим установкам государства, школа стала выхолащивать из предмета то, что входит в вопиющее противоречие с церковными представлениями о жизни, её происхождении и механизмах её функционирования. В результате наблюдается замена преподавания естественнонаучной картины мира на различные формы так называемого креационизма. Школьный курс биологии отпочковывается от биологии, являющейся наукой, в первую очередь, этиологической, то есть учением о причинах явлений живой природы. В угоду церкви, а зачастую и под её непосредственным руководством, на материале биологии идёт активный процесс совмещения богословия с наукой. И в этом совмещении науке отводится, безусловно, подчинительная роль. Биология ставится в позицию подчинения по отношению к задачам этнологического, культового и бытового плана. Под религиозные взгляды подстраивается содержание всего биологического курса, устраняются ведущие научные понятия, с антинаучных позиций критикуются мысли и идеи учёных, внёсших неоценимый вклад в мировую науку, переписываются учебники и методические материалы, предаются забвению труды выдающихся учителей-естественников (А. Я. Герд, Д. Н. Кайгородов, Н. В. Верзилин, В. М. Корсунская). Эволюционное учение преподносится как второстепенное и малодостоверное.

За хороший тон стало принятым высмеивать и порочить как самого Чарльза Дарвина, так и его теорию. Дошло до того, что было инспирировано в суд обращение девочки-пятиклассницы, требовавшей исключить из школьного образования какие-либо добрые упоминания об эволюционной теории. А ведь ещё в девятнадцатом веке, на фоне широкого интереса общества к проблемам естествознания и естественным наукам, учение Ч. Дарвина о происхождении видов и об эволюции, как историческом развитии живого мира, получило в России прочную прописку. В шестидесятых годах ещё позапрошлого века А. Я. Герд под влиянием учения Дарвина осуществил ряд успешных попыток включения в школьные программы идей и теоретических элементов эволюционного учения. В его учебнике зоологии была отражена картина исторического развития мира в восходящем порядке, как она представлялась основоположнику эволюционной теории. Во многих учебных заведениях досоветской России изучение основополагающих вопросов эволюции сочеталось с рассмотрением особенностей взаимоотношений организмов со средой. В стране проводились широкие исследовательские работы в области естествознания, и имена многих русских учёных-естествоиспытателей, работавших в русле эволюционной теории, пользуются  мировой известностью. Печально то, что очень и очень редкий российский школьник может сегодня назвать кого-нибудь из выдающихся российских учёных-дарвинистов, коими бесспорно являются К. А. Тимирязев, братья А. О. и В. О. Ковалевские, А. Н. Бекетов, И. И. Мечников. Не получила должного распространения «синтетическая эволюция», в русле которой развивается сегодня передовая биологическая мысль.

В нынешней школе в результате пересмотра идеологических ориентиров имена учёных-дарвинистов или замалчиваются или подвергаются голословной критике, имеющей мало общего с подлинно научной аналитикой. Методические рекомендации по преподаванию биологии обнаруживают всё больший и больший крен в сторону от науки. В содержании естественнонаучных школьных дисциплин перестают рассматриваться причинность и историзм рассматриваемых природных явлений. И это всё не встречает сколько-нибудь заметного протеста со стороны школьных преподавателей, организаторов российского образования. Если что их сильно и волнует, так это происходящее сокращение часов, отводимых на изучение биологии.

Герой редко цитируемого стихотворения Пушкина «Странник» стремительно бежит от родного порога к «тесным вратам» веры, несмотря на крики жены и детей скорее «воротиться» домой. Вот и школа сегодня полоумно бежит от здравой биологии в «городовое поле» церковности и антинаучности. Так она бежала в известные периоды и от генетики в сторону шарлатанской лысенковщины. Ничего хорошего, понятное дело, такие побеги не приносят. Возвращения, рано или поздно, происходят, но уже со значительным отставанием от лидеров. Наверстать потерянное не удаётся.

Несколько десятков лет тому назад видные советские методисты-биологи Н. В. Верзилин и В. М. Корсунская, сыгравшие важнейшую роль в судьбе методической науки, отмечали: «Биология как учебный предмет представляет собой исключительный путь для воспитания материалистического мировоззрения, так как весь изучаемый на его уроках материал является доступным наблюдению и требует логических выводов на основе наблюдаемых фактов и явлений». Чего же лучше!? И ведь действительно, биологическая наука имеет огромную воспитательную силу, позволяющую формировать у людей целостную картину мира, на основе обобщений получать знания о закономерностях жизни и развития растительного и животного мира, понимать их диалектическое единство. Это-то как раз и пугает противников сохранения светского характера отечественного образования, сосредоточивших главные свои усилия на дискредитации биологии как науки.

Можно с сомнением относиться к такому допущению, что на земном шаре встречаются люди, которые в той или иной мере не интересовались бы живой природой. Понятно, что человеку, какого бы он ни был возраста, свойственно интересоваться природой, а, следовательно, и любить её. Но почему же мы тогда так варварски относимся к нашему природному достоянию – губим леса, водоёмы и всё живое, что в них обитает? Почему у нас столько бездомных несчастных кошек, собак? Были такие периоды в истории российской школы, когда биология как предмет служила целям наглядного показа детям цельности биологических и духовных начал в жизни природы. На занятиях по биологии дети учились слушать голоса леса, поля, дикой и окультуренной природы. Теперь таких задач не ставится.

Из школ сегодня практически исчезла некогда очень популярная среди детей юннатская деятельность. Наблюдения за жизнью природы, бывшие ещё совсем недавно обязательным и естественным условием существования школы, переходят в ранг событий исторического прошлого. Дети не знают, как живые, настоящие коровки «делают» молоко. Не больно ли им при дойке? Почему они всё жуют и жуют? Работа у них такая? Да, что уж тут говорить: биология, как предмет, под громкие разговоры про важность экологического воспитания пребывает в золушках сегодняшнего школьного образования. И это очевидно, каким взглядом ни смотри, ни оценивай. Школьная биология терпит тяжёлое бедствие. Терпит не сама по себе, а по воле недальновидных политиков. В лице же преподавателей не находится её достойных защитников. Безвольные и бессловесные учителя-естественники сдают свой предмет на откуп временщикам школьного образования. Находясь на вторых ролях в школьной учительской иерархии, они не находят в себе сил сопротивляться злу. И модернизация школы и рождение в ней новых технологий протекают в ущерб главному – жизни человека.

Владимир Рослов


Источник: http://www.ateism.ru/article.htm?no=1959
Категория: Публицистика | Добавил: opium (27.02.2012) | Автор: Владимир Рослов
Просмотров: 929 | Комментарии: 1 | Теги: религия, школа, атеизм, наука, биология, креационизм | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
от религии люди тупеют, их сознание становится затуманенным и ограниченным. Это факт! Особенно сильно это сказывается на развитии детей, вместо того, чтобы изучать окружающий мир, их разум затуманивают различными бредовыми розсказнями.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Кнопки
Общество Разум

Студия Вектор ТВ

Свобода от религиозного фундаментализма

Атеистический сайт

Великие люди - атеисты

Денница - атеистическое справочное издание

Общество Разум в ВКонтакте

Украинский атеистический сайт в Facebook

Канал на Youtube

Видео Украинского атеистического сайта на Рутубе

Общество Разум

Обращения к атеистам

Эксклюзивные статьи

Интервью с известными атеистами

Великие люди - атеисты


Copyright MyCorp © 2017