В данной рубрике размещены статьи о великих учёных, философах, людях искусства и т.д., которые не верили в бога и в то же время добились всемирного признания.
«Не бог создал человека, а человек создал бога». Людвиг Фейербах, немецкий философ-материалист
Религия издавна занимала господствующее место в жизни общества. Попы навеивали религиозный дурман, чтобы управлять своими прихожанами, грабить их и жить за их счёт. Забитый, тёмный трудовой народ, задавленный злыднями и страхом перед мифическими карами, отрешённо внимал религиозным проповедям и слепо соблюдал церковные догмы, закабаляя себя в ещё большее рабство.
В понимании сущности религии и её роли в жизни общества прогрессивные учёные «всех времён и народов» были едины: религия – это «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни; отражение, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг»).
Религия всегда была враждебна науке. Она яростно боролась с реальными знаниями об окружающей среде, настырно насаждая искажённое мировосприятие (богословские трактаты просто кишат противоречивыми и голословными утверждениями). Она вносила сумятицу и неразбериху в духовный мир людей. Мешала им справляться с жизненными проблемами. Лелеяла самые низшие пласты человеческой психики: животные инстинкты, эмоции, низменные чувства. Вот почему целая плеяда выдающихся учёных были противниками религии – атеистами. Среди них – философы древности: Брихаспати, Дхишан, Капила (Индия); Сунь Цзы, Ван Чун (Китай); Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Эпикур, Карнеад, Секст Эмпирик (Древняя Греция); Тит Лукреций Кар, Лукиан (Древний Рим); представители средневекового свободомыслия: Пьер Абеляр, Сигер Брабантский (Франция), Омар Хайям (Персия); Аверроэс (Сирия); антирелигиозные мыслители эпохи Возрождения: Николай Коперник (Польша); Пьетро Помпонацци, Джордано Бруно, Лючилио Ванини (Италия); Франсуа Рабле, Жан Боден, Мишель Монтень. Жоффруа Балле (Франция); Хуан Уарте, Мигель Сорвет (Испания); атеисты XVII века: Рене Декарт, Пьер Гассенди, Пьер Бейль, Френсис Бекон (Франция); Бенедикт Спиноза (Голландия); Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк (Англия); просветители XVIII века: Джон Толланд, Энтони Коллинз, Давид Юм (Англия); Жан Мелье, Вольтер, Дидро, Гельвеций, Гольбах (Франция); Маттиас Кнутцен, Готхольд Лессинг, Иоганн Гердер, Иоганн Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гёте (Германия); философы-материалисты XIX века: Давид Фридрих Штраус, Бруно Бауэр, Людвиг Фейербах; научные атеисты: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, и многие другие.
Прогрессивные учёные настаивали на том, что религия – это злейший враг человеческого общества; «царство тьмы» (Томас Гоббс); «вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков, опиум народа» (К. Маркс и Ф. Энгельс). «Бессилие» эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса», – писал В. И. Ленин в своей работе «Социализм и религия». И далее подчёркивал, что «религия – это род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».
Как в момент своего возникновения, так и доныне, религия ревностно выполняет свою главную функцию: прислуживает классу олигархов и помогает околпачивать народ. Проповедуя коленопреклонённую мораль (смирение, покорность, раболепие, непротивление злу, насилию и несправедливости), она обеспечивает сегодняшнему олигархату главенствующее положение в обществе.
Чем дальше – тем напористее и агрессивнее становится церковь. Оглядимся вокруг: страна буквально опутана сетью храмов, мечетей, монастырей, синагог и прочих объектов духовного мракобесия. Церковники проникают во все сферы общественного бытия, влияют на принятие многих государственных решений, берут в свои руки бразды политической и культурной жизни. Дошло до того, что они внедряют рясы в Армию, чтобы в среде военных господствовал религиозный дух. Нынче малейшее событие (хоть открываемые памятники, хоть спускаемые на воду корабли) – в обязательном порядке окропляются попом святой водой.
Небылиц, противоречащих научным законам и данным прикладных экспериментов, у религии много. Здесь и воскрешение из мертвых, и непорочное зачатие, и существование ангелов и чертей, ада и рая. Самая реакционная сказка – креационизм, согласно которому бог за неделю из пустоты создал мир. С нею попы остервенело рвутся в школы, требуя своё «учение о боге» (теологию) включить в реестр научных дисциплин.
Вот почему так необходима борьба с воинствующим религиозным мракобесием. Борьба не с верующими, а с церковными иерархами. И ведёт эту борьбу славное племя – атеисты, пробуждающие в людях не любовь к богу, а уважение к человеку-труженику, не веру в сверхъестественное, а познание объективных законов природы и общества, не смирение и покорность, а активный протест против социальной несправедливости.