В Баку скончался писатель и публицист Рафик Таги, на которого несколько дней назад было совершено покушение. После нападения он находился в больнице, где перенес несколько операций. Состояние пострадавшего вроде бы стабилизировалось, однако затем произошло резкое ухудшение. Писатель умер, когда его везли в реанимацию. Официально мотив нападения на Рафика Таги пока не установлен. Между тем несколько лет назад религиозные радикалы угрожали писателю смертью за статью с критикой в адрес ислама. Сам он после покушения предположил, что ему могли мстить за его недавнюю публикацию, в которой критиковалась иранская теократия. Нападение на Рафика Таги было совершено поздно вечером 19 ноября, когда он возвращался домой. Неизвестный, скрывавший свое лицо (как рассказал впоследствии писатель, лицо нападавшего было "прикрыто чем-то, но не маской"), догнал его и стал наносить удары ножом - в спину и в живот. На теле пострадавшего позднее насчитали семь ран. Судя по рассказу пострадавшего (незадолго до смерти он дал небольшое интервью корреспонденту "Радио Азадлыг" - местной службы "Радио Свобода"), ограбить его нападавший не пытался. Требований или угроз преступник также не высказывал. По словам Таги, нападавший вообще не произнес ни слова. Тяжело ранив писателя, он скрылся.Несмотря на ранения, пострадавшему удалось добраться до дома. "Просто понял, что задерживаться нельзя, истеку кровью. Испугаться и возможности не было, - вспоминал он в больнице. - Дошел до дома, уже темнело в глазах из-за потери крови. Вызвали 'Скорую помощь', они привезли меня сюда”. Врачи после этого отмечали, что угрозы для жизни пациента нет. 21 ноября - через два дня после покушения - он был переведен из реанимации в обычную палату. Писателя посетили следователи, прокуратура возбудила уголовное дело. В результате сильных ударов, как оказалось, у писателя сломаны два ребра, повреждены диафрагма, желудок и селезенка. Пострадавшему сделали переливание крови, сильно поврежденную селезенку пришлось удалить. 23 ноября состояние писателя неожиданно ухудшилось. Как рассказал его брат, Рафика Таги повезли в реанимационное отделение, но по пути туда он скончался. По предварительным данным медэкспертизы, смерть наступила в результате перитонита, развившегося в результате ранения в брюшную полость (эти данные привел гендиректор Объединения медэкспертизы и паталогоанатомии Министерства здравоохранения Шакир Мусаев). Погибшему был 61 год.
Врач и писатель
Рафик Таги получил образование врача. Он окончил Государственный медицинский университет Азербайджана, позднее прошел повышение квалификации в Московском мединституте имени Сеченова. В советские годы работал по специальности в Азербайджане (главным врачом сельской больницы) и России. В Москве он провел более 10 лет: сначала работал в 23-й городской клинической больнице, позднее - на московской станции "скорой помощи". В 1990 году Таги вернулся в Баку и устроился на городскую станцию "скорой помощи". С тех пор он трудился там, параллельно занимаясь литературной деятельностью и публицистикой. Писать стихи и рассказы Таги начал еще в молодости. Его первый рассказ был опубликован в 1977 году, а в середине 1980-х годов его рассказы впервые вышли на русском языке (в журнале "Дружба народов"). По информации Mediainform, Таги выпустил шесть книг, стал автором многочисленных стихов, рассказов, эссе, статей и очерков. В конце 1980-х годов Рафик Таги был принят в Союз писателей Азербайджана. Позднее - в 2004 году - его выгнали оттуда. По информации "Кавказского узла", Таги был исключен из рядов Союза за критическое эссе, посвященное классику азербайджанской поэзии Самеду Вургуну. В некрологе, который опубликовал Совет прессы Азербайджана в связи со смертью Рафика Таги, отмечается, что его творчество характеризовалось "своеобразным оригинальным стилем", а публикации "как правило, вызывали полемику". Сам Таги в интервью, опубликованном несколько лет назад, заявил, что в своих произведениях не ставит себе целью оскорбить ту или иную часть общества, а "просто любит говорить правду в лицо".
Угрозы и тюрьма
Наибольший резонанс получила статья Таги "Европа и мы", вышедшая в ноябре 2006 года и содержавшая критические размышления автора по поводу ислама. Статья, как отмечает Contact.az, появилась на свет под влиянием охватившего мир "карикатурного скандала" (публикации карикатур на пророка Мухаммеда в европейской прессе и массовых протестов со стороны мусульман). Опубликовала ее газета "Сенет" ("Искусство"). По информации Contact.az, она была площадкой для "самовыражения бунтарских творческих людей”. Таги обвинял ислам в провоцировании вражды между людьми (вину при этом он возлагал и на пророка Мухаммеда). Этой религии он противопоставлял гуманистические ценности Европы. Противопоставление, как отмечает Contact.az, проводилось в том числе и по линии Восток (в лице ислама) и Запад (в лице христианской Европы). Запад в статье представал как источник прогресса и колыбель ценностей, а Восток - как "источник войн, невежества и деспотизма". Вдобавок Таги скептически отозвался о религиозности представителей азербайджанского руководства, заявив, что "руководители азербайджанского правительства такие же мусульмане, как я - Папа Римский". Позднее, отвечая на упреки, Таги говорил, что выступал не против ислама, а лишь против религиозных предрассудков и фанатизма. "Критиковать и изобличать религиозный фанатизм и суеверие - это поддержка ислама, - заявлял писатель. - Истинные исламские ценности по сути - общечеловеческие и прогрессивные идеи". Впрочем, он все же принес извинения за некоторые "филологические оплошности", допущенные в статье. Скандал вокруг статьи разгорелся очень быстро. Уже 10 ноября глава Управления мусульман Кавказа Шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде пожаловался на статью и газету, в которой она была опубликована, в Совет прессы. Начались митинги, участники которых призывали к расправе над писателем, а также над редактором газеты "Сенет". Акции проходили в поселке Нардаран (в пригороде Баку). Митингующие объявили, что Рафику Таги за оскорбление ислама и пророка Мухаммеда вынесен "смертный приговор" и что ему нужно отрубить голову. В причастности к появлению статьи собравшиеся также обвинили "сионистов из США, Израиля и Англии" (на митинг, состоявшийся 17 ноября, жители Нардарана принесли флаги США и Израиля, о которые демонстративно вытирали ноги, в финале митинга флаги были сожжены). От выступавших досталось и главе Управления мусульман (за недостаточно жесткую позицию), и азербайджанской оппозиции ("Почему она не выводит людей на улицы?!"), и азербайджанским депутатам ("Они клянчили у нас голоса, а теперь молчат!"), и азербайджанскому МИДу (представитель которого заявил, что не видит необходимости в официальных извинениях Азербайджана перед мусульманами). Писателя предупредили, что избежать расправы ему не удастся ("Этот безбожник Рафиг Таги должен знать, что мы не выпустим его живым"). Расправу над писателем азербайджанские власти предотвратили весьма специфическим образом. В середине ноября Рафик Таги, а также главный редактор газеты "Сенет" Самир Садагатоглу были арестованы, их обвинили в разжигании религиозной вражды (примечательно, что арест пришелся на Международный день толерантности, который отмечается 16 ноября). Претензиям к статье таким образом был придан официальный характер. Что касается угроз в адрес Рафика Таги, то на них силовики отреагировали довольно вяло. "Угроза убийства должна быть реальной, - рассуждал представитель Генпрокуратуры. - Прозвучавшие угрозы о том, что автора статьи надо убить, это всего лишь призывы. Правоохранительные органы их, конечно же, не одобряют..." Угрозы в адрес писателя между тем звучали и в соседнем Иране, где ислам является государственной религией. Перед дипломатическими миссиями Азербайджана в Тегеране и Тебризе прошли акции протеста. Иранские аятоллы выпустили фетву (религиозный эдикт) о смерти Рафика Таги. Один из них, как сообщалось, даже предложил свой дом в награду тому, кто убьет писателя. В итоге Рафик Таги и Самир Садагатоглу получили по несколько лет тюрьмы. Досиживать сроки до конца, правда, им не пришлось: в конце 2007 года они были помилованы указом президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Версии
Когда на Рафика Таги было совершено нападение, в прессе, как и следовало ожидать, стала обсуждаться версия о том, что это могло быть местью за его критические выступления в адрес ислама. Хотя связь со статьей пятилетней давности рассматривается как маловероятная. "Обидчик верующих вышел на свободу почти четыре года назад, - рассуждает Contact.az. - И если учесть, что приговор исламистов имел эмоциональную окраску, то возмездие должно было бы настигнуть Таги намного раньше". Исламская партия Азербайджана поспешила раскритиковать "религиозную версию". Официальный представитель ИПА Акиф Гейдарли заявил агентству SalamNews, что утверждения о возможной причастности верующих к покушению на писателя - это "ничем не обоснованная провокация против верующих". "Совершенное покушение, - добавил Гейдарли, - противоречит как законам Азербайджана, так и законам ислама". Между тем пять лет назад лидер той же Исламской партии Гаджиага Нуриев говорил нечто иное. "Что же касается требований о казни Р. Таги со стороны жителей Нардарана, - заявлял он, - я должен отметить, что это не только их требование, это в целом требование мусульманских народов. И казнь за оскорбление пророка - это не людьми придуманная норма, об этом говорит сам Господь в священном Коране. И мы на стороне Аллаха". Лидер ИПА тогда отметил, что власти должны наказать писателя в соответствии с законодательством, однако добавил при этом: "А как мусульмане смогут воплотить решение Бога - это личное дело каждого верующего". Сам Рафик Таги в интервью, которое он дал незадолго до смерти, предположил, что нападение было местью за его последнюю статью "Иран и неизбежность глобализации", опубликованную несколько недель назад. Публикация, как сообщалось, содержала критику теократического государства, а также обвинения в адрес властей Ирана (их автор обвинял в "дискредитации ислама"). Статья, впрочем, может расцениваться как очередной раздражитель для всех мусульман (не только тех, которые проживают в Иране). В частности, в ней, как отмечается, законы шариата противопоставлялись "цивилизованному миру". Как предположил писатель, за покушением могли стоять "радикальные верующие или иранская агентура". Примечательно, что Иран поспешил выступить с опровержением (хотя официальных версий, связывающих преступление с этой страной, правоохранительные органы Азербайджана не выдвигали). 22 ноября иранское посольство в Азербайджане заявило, что утверждения о причастности Ирана к покушению на писателя "не соответствуют действительности". Было также объявлено, что подобные рассуждения Тегеран считает "сионистско-американскими провокациями". Между тем спецпредставитель ОБСЕ Дунья Миятович, комментируя убийство писателя, расценила это как "атаку на свободу слова". Она выразила надежду, что власти позаботятся о "быстром и всестороннем расследовании" преступления. Похороны Рафика Таги состоялись 24 ноября. Информации о каких-либо результатах расследования его убийства от силовых структур пока не поступало.
Источник
|